Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

12 февраля 2023 г. 09:54

164

4.5 Нищета и бесправие

Описание этой книги намекает на мистику, которую я не слишком жалую, и поэтому за роман я взялась много позже, чем могла бы. Но других осторожных к потустороннему миру читателей могу успокоить - потусторонний здесь только рассказчик, реалистичность происходящего он никак не задевает, хотя от этой реальности волосы дыбом встают. Говорят, Фан Фан совершила прорыв в китайской литературе, заговорив о неприглядной стороне жизни - о нищете, жестокости, равнодушии в отношениях внутри семьи, когда главным делом в семье становится повседневный простой поиск пищи. У родителей - семь мальчиков и две девочки, но для счастья отца нужен был восьмой мальчик, который умер в возрасте 15 дней. Вот его автор и выбрала рассказчиком. Он, единственный в семье, был любим, хотя всего-то как символ счастливого отцовства. Прочитав о жизни всего семейства, понимаешь, что он, единственный, и был счастлив.
Мальчиков называют просто порядковыми номерами, и, хотя о каждом из них в романе рассказано, главное внимание уделено Седьмому. Единственному, кому удалось вырваться из нищеты, стать Большим человеком. Правда, не благодаря поддержке семьи, здесь о таком даже мечтать не приходилось, помогла Культурная революция, угнавшая парня на другой конец страны, и предоставившая "социальный лифт" партийной карьеры. И вот здесь во всей красе проявились истинные человеческие качества родственников. Ранее никому не интересный брат и не признаваемый своим сын - тут же становится гордостью и надеждой семьи, от него ждут помощи, денег, внимания... Такие отношения и родственными-то называть дико. Сплошная корысть.
Роман вызывает множество чувств и размышлений, и это особенно удивительно, поскольку там меньше ста страниц текста, и не так много рефлексии. Просто событийный ряд, и даже исторический фон присутствует мазками - но от такой концентрации беды и несчастья становится тяжело дышать. Восьмой сын наблюдает, как один из сыновей работает в ночную смену просто потому, что ему негда спать, как отец регулярно бьет жену и детей, пропивая с огромным трудом добытые крохи денег, братья бьют друг друга и обижают младших, вступая в различные коалиции, Седьмому даже свободного места на полу не достается, и он спит под кроватью родителей, а она сотрясается не только от очевидных сексуальных взаимодействий, но и от регулярно проходящих рядом с хибарой поездов. И никакой надежды. Такая жизнь - обычна и нормальна не только для этих людей, она традиционна и привычна для поколений их соседей, знакомых и незнакомых, для китайцев не только в Ухане, но и повсюду. И вот это равнодушие, жестокость к людям - неужели возможны потому, что их так много?
Странное ощущение возникло, пока я читала этот роман - впервые увидела пользу в том, что ребенка оторвали от семьи. Во всех предыдущих, прочитанных мной, историях - это была трагедия, несчастье, варварское вмешательство государства в личную жизнь. Правда, и написаны они были эмигрантами, то есть людьми не только иных ценностей, но и совершенно других традиций семейных взаимоотношений. Какая традиция победит в Китае - время покажет. В европейских странах тоже не сразу возникло это уважение к ребенку, которое считается нормальным сейчас. А в романе Фан Фан, написанном уже 36 лет назад, никаких оценок происходящему не дается. Для умершего Восьмого они просто пейзаж, то, что он видит и наблюдает. Давая возможность живущим делать собственные выводы.

Книга прочитана в рамках игры KillWish. Тур 10. Добро пожаловать в сказку!
Тир «Target Shooting».