Больше рецензий

8 февраля 2023 г. 12:30

286

5 Спойлер — Пети, не смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Этот рассказ выбрал, после прочтения отзыва.

И захотелось тоже прочитать. Очень уж там было трогательно всё расписано.

Прямо до слёз. Бывают же великие писатели... Бывают обычные писатели, а бывают великие. Паустовский из последних.

Рассказ "Старик в станционном буфете" входит в повесть “Золотая роза”, которую автор написал в 50-х годах прошлого века.

Кратко.

Латвия небольшой городок возле моря. Зима. Старик и его пёс, заходят в кафе погреться. Они, видно, давно не ели и выглядели потрепанными. Пёс почуял запах еды.

Подробнее.

Если честно, когда читал момент, как пёс просит еды, хотелось встать и бежать куда-то, найти эту собачку. За сердце хватает.

Действие рассказа происходит в кафе на станции в Майори, это центральная часть Рижского взморья и города Юрмала, расположенная в 24 км западнее Риги.

Но место и не важно, подобная история могла произойти где угодно.

Скорее важна сама история и талант писателя. И мне еще понравилась, часть после рассказа, где автор пишет о деталях в книгах. Что многие авторы современные (в его время) убирают, какие-то подробные мелочи, как им кажется, а другие, наоборот, через чур детально.

Это такой урок мастерства. Большинство современных авторов, уже в наше время, так же мало уделяют место штрихам и мелочам в своих произведениях.

Сам Паустовский пишет, а что, если бы его рассказ был лишен, таких-то и таких подробностей, ведь это совершено бы изменило картинку и восприятия рассказа.

Автор нас с самого начала готовит к какой-то жалостной сцене, и подчеркивает.

«Худой старик с колючей щетиной на лице», «проносились зимние шквалы» и место действия город у моря. То есть там зимой еще холоднее.

Или вот это:

Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Если убрать щетину и зиму, и куртку, и дрожащего пса. То получилось бы, что просто пожилой человек пришел в кафе со своим псом. Мало ли он почему не заказывает, может ждёт кого-то.

И дальше вся сцена с маленьким пёсиком, который учуял еду и пошел посмотреть может, кто-то поделиться едой с милой собачкой.

И молодые люди, которые пьют холодное пиво в зимнею погоду.

Старик и его небольшая собачка, западают сразу в душу и мысли. Во-первых, все мы можем оказаться на их месте.

Старик очень интеллигентный, а свою собаку он называет «Пети» .

Мне подумалось, что это с французского petit [pəti] – маленький, от сюда и имя для пса.

Вся эта сцена, когда там пёс видит, как люди едят бутерброды и виляет хвостиком что бы привлечь их внимания, и её хозяин, который зовёт её обратно, потому что беспокоить людей это неправильно.

Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд»
— Эх, Пети, Пети! — шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Мне захотелось купить и дать этой собачке еду, а на глазах слезы собирались.

Старик хоть в поношенной одежде и с небритым лицом, голодный и наверняка без денег, но еще морально не опустился. И он хоть не менее голодный чем собака, не просит милостыню.

А больше всех возмущают в этом рассказе молодые парни, что говорят о футболе и пьют пиво с бутербродами. Никто их не заставлял и просил давать собаке еду. Но своими словами они оскорбляют человека.

— Что же это вы, гражданин! — сказал молодой человек. — Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Они молодые и здоровые, деньги у них есть. А тут старик. Почему бы не пнуть его, хоть и морально.

И в финале, когда он поделился бутербродом с собакой, а сам не стал есть.

Недавно читал рассказ Человек - Филип К. Дик его написал. И там автор подымает вопрос, человечности и бесчеловечности, что в мире будущего люди становятся похожи на роботов. У них нет эмпатии. И что пришелец с чужой планеты,  теле мужа , стал ближе чем её собственный муж.  Потому, что пришелец - он Человечнее. Муж её не был человеком, а пришелец стал Человеком.

Вот старик — это человек. Продавщица в кафе тоже.

Я не ругаю молодых людей, скорее в целом общество так построено. Что будешь всем помогать и давать, то никто тебе спасибо не скажет и будешь ты беден. А если жить только для себя и не замечать вокруг себя других людей, не говоря уж об животных.

Мне кажется тут реакция молодого человека должна быть другой. Спросить у хозяина может ли он собачке еду дать и погладить. А он насмехается над ним. И еще даже поучает. Такие хозяева жизни были во все времена. Думаю, писали бы такой рассказ в 90-е годы, то еще бы бутерброд на землю кинули и заставили бы старика взять его.

Мне во второй части рассказа, где автор делиться частичкой своего мастерства, понравились финальные строки.

Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом — или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.

Мне вспомнился рассказ Дорога в рай - Роальд Даль, там где мне понадобилось помощь зала, пояснительной бригады и пару таблеток валерьянки.

Так как раз на таких деталях построен весь рассказ. Но, я тогда прочитал его бегло, очень хотелось сочинить отзыв. Но вышло, как вышло. Все дело в том, опять повторюсь современные авторы в большинстве своем, мелочей таких не замечают, у них обычно, как в том анекдоте, «к черту подробности город какой», так и у них, мыслят масштабно и глобально. Обычно все диалоги, как в примере у Паустовского.

«- Здорово, тетя Паша! — сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)

Как в рекламе какой нибудь по телевизору, где намеренно всё выставляется так. Что бы акцент делался на товаре.

Как жаль, что таких писателей очень мало как был Паустовский. Но наверное, это или есть или этого нет. Хотя хотелось бы, что бы писатели, учились у лучших, а не просто научились писать и читать, могу книги сочинять.

Всем спасибо, кто прочитал.


Комментарии


обходила книгу стороной, но теперь присмотрюсь. спасибо за рецензию!

Спасибо, за комментарий.