Больше рецензий

5 февраля 2023 г. 22:51

338

3 Опять луизианские болота, но даже без Макконахи

Возникает порой странное чувство, что все современные детективы с женским именем в авторстве на самом деле пишет нейросеть, обученная на сериалах от Netflix. По крайней мере, это бы объяснило сценарную схожесть персонажей и, особенно, отношений между ними, что семейных, что романтических.

Не смогла с уверенностью установить точную дату выхода оригинальной рукописи, но если она правда появилась в 2019, то, похоже, автор наконец посмотрела первый сезон "Настоящего детектива" и решила, что ей тоже надо именно такое. Чтобы Луизиана, болота, вуду и лоа на подтанцовках, но только чтобы в главной роли обязательно уникальная снежинка.

Мне типаж уникальных снежинок, на просторах фанфиков давно именующихся мерисьями, не близок, и поэтому главная героиня меня не просто не впечатлила, а чудовищно раздражала. Это примерно десятая (или пятнадцатая? двадцатая? сотая? да они все в современных детективах такие, я их уже даже сосчитать не могу) уникальная снежинка, которая в невероятно юном возрасте всех маститых детективов затыкает за пояс, гениально одарена умом и харизмой, в прошлом у неё полно тайн, всё, что она бы не делала, обязательно будет успешным, и любые события прогнутся под неё так, как ей надо. А, о, точно, ещё она абсолютно неотразима и похожа на богиню, так что каждый встречный мужчина мечтает затащить её в постель и пасть к её ногам, но она выше этого.
Чистый фанфик же.

Остальные герои чуть менее уникальные, но всё ещё снежинки. Автор, в довесок к тому, как ей нравится усложнять реальность бесконечным набрасыванием зацепок и мистических тайн, как будто и существование нормальных обыкновенных людей, которые не светятся неоновой вывеской "я не такой, как все! я особенный!", не принимает. Тут или отъявленные гении, или агрессивные карьеристы, готовые на всё, включая подлог и должностное преступление, или сплетники мирового масштаба, или больные уникальным синдромом один на миллиард случаев, каждая личностная настройка выкручена на максимум, и у всех какие-нибудь страшные тайны. А потом эти тайны обязательно выскакивают чёртиком из табакерки с громким "бууу!", и появляется ещё одна сюжетная линия с кучей подробностей, которые просто есть.

Бесконечно раздражали причитания женских персонажей о том, как их притесняют потому, что они женщины, в этом ужасном мужском мире силовых структур, и никто их не принимает всерьёз, и вообще всё вокруг - сплошное угнетение. Мало того, что эти страдания появляются каждые пятнадцать страниц, из-за чего их острота и выразительность слегка снижаются, так ещё под конец очередная угнетённая, притеснённая и несчастная не подчиняется приказам, утаивает информацию от командования, подставляет непосредственное руководство и пытается выставить себя в лучшем свете для повышения по службе за итог операции, к которому имеет весьма опосредованное отношение.
Вот прям даже не знаю: точно проблема в том, что это именно женщина? Не в богатых душевных качествах и нарушении устава? А. Ну да.

Сюжет сам по себе не сложный, он именно что крайне беспорядочный.

Основная детективная линия, которая про Композитора, убивающего целые семьи и маскирующего эти смерти в стихийных бедствиях, в принципе, интересная. Я не уверена, насколько она в целом правдоподобна, но следить за ней было увлекательно: автор подробно фантазирует на тему того, как и зачем преступник сооружает место действия, почему у него случился срыв, с чего всё началось и почему вообще такие странные преступления. Мысль о том, что абсолютная убеждённость в собственной высокой идее превратила обычного психопата в фанатика, который стал намного опаснее, мне понравилась.

Но дальше автор продолжает накидывать всего, всего, ещё всего и побольше.

Бесконечные флешбеки, в которых уникальная снежинка оказывается уникальной прямо с детства, и мать у неё то ли ведьма, то ли сумасшедшая, и родная тётя гадает на Таро, и похитить её хотели, и отец тряпка, который мечется в нытье между детьми и поехавшей женой, и никто с ней не хотел дружить, и сколько ещё особенных особенностей можно придумать, все в наличии.
Какая-то внезапная преступная организация, которая занимается похищением девочек во время урагана, а потом превращает их в зомби, и во главе её стоит сам барон Суббота, и агент ФБР на самом деле пригарцевал в Новый Орлеан только для того, чтобы снова заняться этим делом, хотя формально оно давно закрыто. И какие-то купленные полицейские, которые хотят убить хорошего полицейского. И какие-то чудовищные разрушения после урагана, толпы беженцев, национальная гвардия, прорванные дамбы, полная анархия на улицах, и во всём этом надо ловить какого-то преступника, но непонятно, какого.

Странно, что ни одного взрывающегося вертолёта не нашлось, он бы тут прям в тему был.

Некоторые линии как будто вообще воткнуты в текст чисто ради того, чтобы быть, и чтобы насыпать ещё подробностей, которые автор придумала. Меня больше всего смутила линия Нанны после того, как пошли главы про эвакуацию на стадион: если бы их не было, сюжетно не изменилось бы ничего. Половина сцен в больницах, на улицах и в отеле - тоже.

По моим ощущениям, автор просто перемудрила со своим текстом. Она как будто бы хотела вместить в один роман абсолютно все идеи, сюжетные завязки, мистические сцены, какие-то аспекты клинической психологии и баскскую мифологию на сдачу. Но когда она всё это прокрутила в блендере своей фантазии, получился не особо удобоваримый коктейль, в котором сильно хромает логика повествования.
Редондо как будто не умеет остановиться и сосредоточиться на основной идее, её внимание постоянно распыляется на то, как себя чувствовал пастух на альпийских склонах, когда мимо него десять лет назад прошла Амайя. Это, конечно, здорово, что она так продумывает описываемый мир, но лично моё восприятие это перегрузило ещё где-то на двухсотой странице - а впереди были ещё четыреста.
Для детектива, как мне кажется, это не самый удачный подход, и это уже тогда скорее какой-то психологический триллер, которые я не очень понимаю как жанр.

Как итог, у меня от прочитанного ощущения остались двойственные. Те части, где автор забывала про уникальность снежинки и луизианские болота с колдунами вуду, чтобы сосредоточиться на детективе и поисках маньяка, хорошие. Те части, где разговаривающие отрубленные головы и бесконечные страдания "я вся такая особенная и непонятая, мне так тяжело жить" - очень унылые, читала, вяло перелистывая страницы и ожидая, когда опять будет основной сюжет.

В принципе, это мог бы быть неплохой роман, но из-за того, насколько много в нём, по моим ощущениям, лишнего, мне не понравилось. Он терпимый - на уровне "ну, нормально", но особого удовольствия я не получила, и даже в качестве отдыха вечером мне книга не подошла.
При этом написано неплохо, местами автор хорошо нагнетает атмосферу, развешивает разные описательные мелочи и всё такое.
Возможно, просто не совсем моё.

Комментарии


Возникает порой странное чувство, что все современные детективы с женским именем в авторстве на самом деле пишет нейросеть, обученная на сериалах от Netflix.

Ну... учитывая победное шествие дам-профайлеров, в прошлом которых таятся темные тайны, а в настоящем на них охотится маньяк - то такое чувство возникает в отношении вообще всех современных детективов и триллеров... )))


Хах. :D В целом, это правда, "современный полицейский детектив" как жанр реально один из самых обросших клише, наверное, даже больше, чем ромфант.
Но у меня есть ощущение, что нейросеток не одна, а две или три: те, которые пишут под женскими именами, под мужскими именами и под именами соавторов. Там в ГГ оказываются образы, которые между группами не всегда пересекаются: гениальная уникальная снежинка женского полу, сильно пьющая уникальная снежинка мужского полу или сразу две уникальных снежинки, которые через ненависть доходят до любви.


Ну так а что бы не писать-то, если читатели каждый раз с восторгом хватаются за новую книжку... ((