Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2023 г. 20:03

1K

5 Перед кем пасует Сатана?

Философская, неспешная манера повествования подкупила меня почти сразу. Да еще и главный герой - писатель, который продался дьяволу за богатство и славу. Много интересных тем сошлось для меня в одном произведении.

Казалось бы, чем может привлечь очередное произведение фаустианской темы? Но здесь есть чему удивиться. Мария Корелли словно смешала гётевского "Фауста", милтонский "Потерянный Рай" и уайльдовский "Портрет Дориана Грея", но не взболтала, а сотворила самобытное произведение.

В этой истории молодой писатель Джеффри Темпест вынужден перебиваться случайным и низко оплачиваемым заработком. И прозябать бы ему в бедности, но на его пути встречается князь Лючио Риманец.

Джеффри получает деньги и начинает вращаться в высшем обществе. Но становится ли он богатым?

"Нет-нет, вы не богаты – вы еще бедны, только ваши нужды не так докучливы, как прежде. И, сознаюсь, я сам этим разочарован, так как я шел к вам с надеждой сделать добро хоть раз в жизни и разыграть отца-кормильца для восходящего гения, и здесь я по обыкновению, предупрежден. Это, знаете, странно, но, тем не менее, это факт: всюду, куда бы я ни пришел с особенным намерением в отношении человека, я всегда уже предупрежден! Действительно это тяжело!"

Перед нами много и рассуждений о литературном творчестве, роли писателя, его ремесле:

"Ни один автор в продолжение многих веков не пишет от сердца, или, если он действительно чувствует то, что пишет, то делается почти бессмертным. Эта планета слишком ограничена, чтобы иметь больше одного Гомера, одного Платона, одного Шекспира. Не терзайте себя, вы ведь не один из этих трех!"

Подобные речи в основном произносит Сатана и в книге их много. Его образ интересен не только изречениями, но и трагизмом, которым его наградила Мария Корелли. Да, он должен искушать и он искушает. Но если у дьявола нет выбора, то у человека он есть. Но "человек отвергнет скорее и охотнее Бога, но дьявола никогда". Что мы и видим в этом произведении на примере Джеффри Темпеста.

Не обошлось и без героини, настолько положительной, что перед ней пасует и сам Сатана -- Мэвис Клер. В ней угадываются черты и самой Марии. Мэвис Клер, пусть и не красотка, зато обладает невероятной силой духа. Ее произведения ругают продажные критики, но любят читатели.

Мэвис Клер -- абсолютная противоположность главному герою. Когда Джеффри понимает, что книга, написанная им, практически не продается, то решает заплатить критикам, чтобы те "топили" ее книги. Но их мнение не может как-то навредить Клэр, ее романами зачитываются все. Сама же Мэвис, узнав, кто стоит за заказными статьями прощает Темпеста, прощает ему и пренебрежение к женщинам. Потому что она выше этого и гораздо благороднее. Ей не нужно кого-то втаптывать в грязь, чтобы самой казаться лучше.

Клер настолько самодостаточна, что предпочла уединение шумным светским раутам. Ей не нужен фальшивый блеск света. Она уверена в себе и эту уверенность не могут поколебать завистники. Единственные, на кого она ориентируется в своем творчестве -- это ее читатели. Вот лучший друг и лучший критик для писателя. Ей не нужны услуги Сатаны, чтобы быть счастливой. Она счастлива тем, что имеет.

Мария Корелли, как и ее романное alter ego, тоже вела довольно уединенный образ жизни. Критики ругали ее романы, а читатели -- бежали в магазины на новым творением Марии.

В романе единственный счастливый человек -- Мэвис Клер, принявшая от судьбы то, что та ей дала. Она не гналась за богатством, не строила из себя того, кем не являлась, не покупала себе имя. Она просто жила и делала это по совести.

Главному герою не помогают деньги и статус стать счастливым. С каждой страницей мы видим как он всё глубже и глубже зарывается под землю:

"То, что принадлежит земле, и влечет к земле. Вы это, конечно, понимаете? Золото принадлежит земле; вы добываете его оттуда, вы пользуетесь им; этот металл – довольно существенный. Гений является, никто не знает откуда, – вы не можете ни откопать его, ни сделать, а будете стоять и дивиться на него; он – редкий гость и капризен, как ветер, и, обыкновенно, производит грустное разрушение между условностями человечества".

Даже став очень богатым, по его меркам, Темпесту всё так же не хватает таланта и любви. А их купить невозможно. Он платит критикам, "покупает" жену. "Что-то в моем неожиданном богатстве тянет меня вниз, а не вверх. Это странно!" -- замечает герой.

Мария Корелли всей своей книгой словно кричит: не нужно идти против своего пути. Легкие деньги не сделают вас счастливыми. У всего есть своя цена. И кто знает, какую цену потребуют потом за "подаренные" дворцы и миллионы?

Жить нужно так, согласно произведению Корелли, чтобы Сатана радовался. Да, именно так всё выглядит в несколько необычном мире, созданном пером талантливой писательницы XIX века. Ведь он радуется, когда встречает людей твердых духом. Потому что только так он сможет обрести прежний облик и воспарить Ангелом Света.

Комментарии


Ее произведения ругают продажные критики

Да, этот эпизод с голубями и критиками- классный!


А я задумалась над днем сегодняшним. С каким упоением сейчас одни авторы обвиняют других. Кто-то не мог пробиться, потому что всё внимание читателей забирали другие писатели. А почитаешь книги орущих и понимаешь, что дело-то не в других писателях.

Меня удивило, что, казалось бы, сколько времени прошло с XIX века, а люди ведут себя всё так же. Только СМИ стали электронными


а люди ведут себя всё так же

Да, наша духовная эволюция двигается гораздо медленней технической)
Про писателей совершенно верно заметила. Каждый писатель создает свою нишу. И если не будет условного Чехова, а от этого не перейду на книги условного Прилепина.


Вот-вот, и я о том же...


Вы меня заинтересовали. Нужно полистать.

Я старалась )))