Больше рецензий

LynxJunior

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2014 г. 19:26

420



"Групповой портрет..." мне видится не как книга, а как огромная, масштабная картина. В центре её Лени Пфейфер, урождённая Груйтен, "самая немецкая девочка в школе". Изначально мы узнаем её рост, вес, цвет глаз и волос, обстановку в квартире, где она проживает. Но постепенно вокруг Лени начинают прорисовываться новые фигуры, начиная с родителей и заканчивая Алоисом Пфейфером, человеком, который целых три дня был мужем героини. Появление каждого из персонажей добавляет несколько новых мазков к изображению Лени, мы узнаем её немного лучше, при этом замечаем, что меняется и фон картины, он словно бы складывается из отдельных, очень мелких кусочков. На нём то проявляется довоенная Германия, то Германия времён Второй мировой, то послевоенная страна. Людей на картине становится всё больше, но все они по-прежнему говорят о Лени, хотя в итоге получается, что они говорят о Германии. От самой Лени почти до конца книги мы не услышим ни единой фразы, авт. признается, что до этого он всего два раза мельком видел её и знаком с нею был лишь со слов других. Она словно бы выше всего происходящего и об этом говорят и впечатления окружающих, близких людей.

В книге вы не найдёте диалогов, но зато здесь присутствуют цитаты из монологов, выдержки из документов и в целом весь роман действительно похож на досье одного человека. Очень много внимания уделяется мелочам, которые, казалось бы, не так уж важны. Наиболее запомнившийся момент - высчитывание до секунды длительности сцены с чашкой кофе. Из таких мелочей и складывается общее впечатление. Но из-за них же, из-за обилия информации книгу читать непросто, мне часто казалось, что я что-то упустила, недочитала, забыла. "Групповой портрет..." нельзя читать наскоком, он требует вдумчивости и, возможно, определённых усилий.

Прочитано на "Долгой прогулке", уровень 1.