Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 января 2014 г. 21:38

12K

5

Это была моя книжная фобия.

Да, вот так странно хочу начать свой отзыв по этой книге. "БЫЛА" и "ФОБИЯ" в одном предложении. Стала одной из любимых книг.

Классика - это мое все. Ее я люблю и понимаю (хочется верить), ею дышу. Гюго - классика классики. Из тех, чье имя я узнала еще до того, как начала читать. И, конечно же, после выхода на советские экраны французского мини-сериала режиссера Жана Кершброна "Человек, который смеется" я не могла не взять с полки одноименную книгу. Благо у нас был такой желанный по тем временам и довольно редкий экземпляр этой книги. Как сейчас помню, что взяла, дочитала до описаний ужасов, которые творили с детьми компрачикосы, разрыдалась, закрыла книгу на долгие 20 с лишним лет. С ума сойти, мне сложно представить, что такие промежутки есть в моей памяти! Но вот во флэшмобе 2013 мне посоветовали эту самую книгу. И я поняла, что это оно, время для того, чтобы собирать камни прочесть-таки этот труд уже знакомого и любимого автора. И знаете что?! Я рассказываю это все ради того, чтобы поведать вам удивительную вещь. В мои 10-12 лет (точно я не помню) мне показалось, что издевательствам над людьми в книге было отведено никак не меньше большой главы. На деле же оказалось, что этому посвящена всего-то пара абзацев. Мда... вот они загадки восприятия. У детских страхов глаза велики. От былой фобии не осталось и следа.

Романтическая история о роковой судьбе полюбивших друг друга юноши и девушки.

Исторически точная панорама жизни английского общества конца XVII - начала XVIII века.

Остро-социальная трагедия развития человеческой судьбы в кандалах общественных предрассудков.

И это все о нем, о романе Виктора Гюго, замысленном когда-то как начало трилогии "Аристократия", "Монархия", "Республика". Грандиозный и в то же время очень локальный сюжетно, роман разворачивает перед нами план истории целого народа, неразрывно связанного кровными узами родства со всеми народами Старого Света. Революционный по накалу, он снизойдет до судьбы всего лишь трех людей и одного волка. Литературный монумент. В духе автора.

Гюго узнаваем. Нет, его нельзя перепутать ни с кем. Многословные отступления, масштабные картины прошлого, практически документальная дотошность повествования, контекстуальные параллели с будущим (тем, что во времена Гюго уже стало реальностью). Гюго постоянно кружит вокруг одних и тех же мыслей, словно желая максимально точно, со всех сторон, во всех подробностях отобразить перед читателем какое-либо явление или исторический факт, заставить почувствовать именно так, как он, автор, это видит. Гюго - не последователь. Он - поводырь. Читателю не выбраться на волю без авторской помощи. Я не рассматриваю те случаи, когда читатель принимает решение пропустить отрывки авторских отступлений, так как, по мне, это большое упущение, если не сказать более негативно. Да, читать Гюго не просто, его книги требуют работы мысли, довольно обширного потенциала памяти, определенной интеллектуальной базы. Но даже если вместо всего этого у читателя есть только невероятное желание познавать и внимать, то этого более, чем довольно, ведь Гюго не свойственна сухость. Его речь страстная: она агонизирует вместе с умирающим, она воспламеняется вместе с влюбленным, она пульсирует вместе с током крови ее героев.

И еще... Об этом нельзя не сказать. Роман Гюго реален. Да, да, именно так. Я брела вместе с Гуинпленом по запорошенным плоскогоряьм Портленда, я замерзала от пронизывающих снежых вихрей; я сходила с ума от животного ужаса на тонущей лодке среди покинутых Богом и Сатаной компрачикосами... И я увидела тот свет, что увел с собой Дею. Туда, куда устремился за ней Гуинплен. Если бы я дочитала книгу в те мои 10-12 лет, я бы слегла...

Юля, Psyhea , огромное спасибо! Тут и объяснять ничего не нужно.

1 2

Комментарии


Все-таки хорошо, что люди разные и даже Гюго для кого-то увлекателен. Когда я читал, меня очень отвлекали его многостраничные экскурсы об английском дворянском укладе, родах и прочих подробностях, которые не имели прямого отношения к фабуле романа. И что самое обидное, вся эта информация быстро стирается из памяти, так как подается в неэмоциональной форме.


В том-то и дело, что, как по мне, все эти отступления - неотрывная часть повествования. Для меня они существенны и значимы. Понимаете, я - человек науки, а у нас приветствуется копать вглубь с массой подробностей. Если кому-то они не нужны, то сам ученый знает, что с этим делать. Так и здесь. Описание дворянских семей и родов готовило меня как читателя к восприятию остроты ситуации, в которую попал Гуинплен. Кто было до, кто стал раньше. Не "было мало прав - стало много прав". А "было мало прав, но больше свободы - стало много прав, но появилась золотая клетка". И эмоции рождаются у меня самой, Гюго их мастерски вызывает.

К слову, увлекательность для меня далеко не самая важная характеристика книги. Или я бы просто назвала это совершенно иначе. Я люблю книги, которые расширяют мой кругозор, заставляют подумать. Такое я много где могу найти, но в классике - практически гарантированно.


Спасибо, захотелось перечитать.


Вероятно, это стоит сделать)


Спасибо за рецензию! Вчера только начала раздумывать включать ли роман в список книг, которые я хочу прочитать в этом году. Остановила примерно та же фобия, что и у Вас. Я очень впечатлительная, даже во "Властелине Колец" заранее узнала у брата про сцену с пальцем и перелистнула страницу. Но пару абзацев я могу пережить :)


Там их, и правда, всего пара. Можно, скрепя сердце, выдержать.

1 2