Больше рецензий

30 декабря 2013 г. 19:04

50

5

Прогуляться б мне по Менабилли...

Начиная читать эту "биографию" Дафны Дю Морье, честно признаюсь, я не испытывала никакого восторга. Я уже прочитала несколько романов самой Дафны, довольно большое количество статей в интернете, посвященных ее жизни, и несколько документальных фильмов, включая один от BBC. Мне казалось, я знаю достаточно много, чтобы не быть никоим образом впечатленной книгой. Должна признать, я ошибалась. Читая первые главы, я никак не могла взять в толк, что это за книга и как ее понимать. Но от этого читать хотелось все сильнее...

Повествование шло от первого лица, параллельно развивались три центральные сюжетные линии, и сам отрезок времени, который охватывало повествование, казался уж слишком коротким в масштабах целой жизни Дафны. Но это казалось занимательным. Все сюжетные линии оказались тесно сплетены – так тесно, что иногда казалось, что вот-вот персонажи встретятся, хоть и находятся в разных столетиях. Чудесно точно показано сплетение жизни автора с его произведениями – мне иногда казалось, что я читаю новую книгу Дафны. Или книгу о книге Дафны. Или книгу о написании книги, написанную самой Дафной. Возможно, сейчас читатель не поймет меня. «Не слишком ли все это слилось в одну кучу?» - спросит он. Нет, отвечу я. Потому что автор, как мне кажется, добивалась именно этого эффекта, того, что я бы назвала «эффектом косички» - тесно сплетенные три сюжетные линии создают одну книгу, влияя друг на друга, иногда путаясь, иногда слегка расходясь. Браво, Жюстин Пикарди!

Меня как человека имеющего отношение к литературе не могли не занимать многочисленные отсылки и фактическая информация, которой наполнена книга. Но, возможно, потому что я уже не первый (и скорее всего не последний) раз слышу имена вроде Сильвии Плат и Эмили Дикинсон в разрезе литературных влияний и течений. Возможно, для менее искушенного читателя (здесь я не претендую на звание лучшего читателя планеты, скорее признаю, что большинство моих далеких от литературы друзей руководствуется другими принципами в выборе книг) эта книга будет немного занудной, немного перегруженной фактами. Немного слишком «романтично-читательской», довольно сильно «женской». Скажу сразу, здесь вы не найдете ни детективных историй с кровавыми убийствами (разве только чуть-чуть поисков рукописей), ни научных открытий, ни роботов, стреляющих лазерами из глаз… Эта книга размеренная, томная и тёмная, мне кажется, такая, какой была сама Дю Морье. И, безусловно, пропитанная той самой меланхолией и эскапизмом, которым пропитаны и все книги замечательной романистки.

UPD: Имею абсолютно дурацкую привычку читать рецензии на книгу уже после прочтения самой книги (чтобы мое мнение оставалось нетронутым, так сказать). Я заметила, что большинству не пришлась по душе героиня, писавшая диссертацию по Дафне. Вынуждена согласиться, не самый сильный персонаж. Я, как и все, заметила эту "подделку под миссис де Уинтер", но меня она не начала "аддски бесить" просто потому, что на мой взгляд это персонаж настолько очевидный, что был явно задуман быть таковым самим автором. Согласитесь, ее жизненная история не повторяет историю Ребекки, только схожа с ней в самом начале, соостветственно, мне казалось, это это своебразная игра, призванная доказать нам, что персонажи "живы", история "жива", все без проблем апликуется на современные реалии.
Быть может, я вижу то, чего нет, но почему-то не верится мне, что автор создала подобную героиню просто как жалкое подобие "Ребекки".

Смешная вещь эти табели о рангах. Как будто можно измерить литературное мастерство точными приборами, словно существует наука писательства со своими уравнениями, открывающая непреложные истины.