Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2023 г. 19:13

548

3.5

Отзыв содержит спойлеры.

Обычно я стараюсь избегать спойлеров, но здесь тот случай, когда без них невозможно сказать, что именно мне не понравилось в книге. И тот случай, когда сюжет настолько беден, что малейшее указание на дальнейшее развитие событий портит все впечатление. Поэтому предупреждаю заранее.

Обложка сразу привлекла внимание, аннотация заинтересовала, а теги на Гудридсе говорили о том, что эта история как раз для меня: «Historical Mystery», «Gothic», «Feminism». Такое нельзя пропустить. Ожидания были высокими. Мне казалось, что это интригующий саспенс с готическими нотками в духе «Безмолвных компаньонов» Лоры Перселл. Очень люблю сюжеты, в которых героиня приезжает в какой-то дом, а там что-то происходит таинственное или хозяева что-то скрывают. А тут еще и феминизм обещают. Было интересно, в чем и как он проявится. Я рассчитывала, что это коснется личности и характера главной героини.

Эдвардианская Англия, 1904 год. Руби Мэй недавно закончила Норланд-колледж и поступила няней к Рэдлеттам. Но когда те собрались переезжать в Чикаго, ей пришлось отказаться от должности и искать другую работу. С вакансиями в конце лета было негусто, но нашлась одна заявка от миссис Ингланд из глухого местечка в Йоркшире. Выбора у Руби особо не было – деньги были нужны срочно – поэтому она согласилась.

Поначалу читать интересно. Холлс хорошо пишет, картинки ярко рисуются в голове, образы оживают, ощущается атмосфера. До момента прибытия героини в дом к Ингландам все было отлично. Но потом, когда ты ждешь развития, саспенса, интриги, а ничего не происходит, интерес постепенно гаснет. Здесь нет сюжета, а есть только набор разных сценок с участием Руби, детей, Ингландов и некоторых других второстепенных персонажей.

Если бы я никогда не читала готических романов, то описанное Холлс вызывало бы какие-то чувства и заставляло бы гадать, что будет дальше, даже при таком скудном наборе. Но дело в том, что я прочитала их много, а потому знала, куда клонит Холлс. Вся ее задумка ясна как день и выглядит бледной копией «Ребекки» Дафны Дюморье. По ходу мне вспоминались другие романы в этом жанре, в частности Виктории Холт, но все же, кажется, основным ориентиром для Холлс была «Ребекка». Если читала ее, то понимаешь, что с миссис Ингланд не так и кто на самом деле во всем виноват. Но в самом романе Холлс нет указаний на это, и все выглядит притянутым за уши. Как минимум я ожидала хорошую семейную тайну или убийство, но не эту мелкотравчатость, которую даже толком обосновать у писательницы не получилось. Персонаж не выглядит тем, кем его пытались представить. Саспенса нет вообще, как и готики. Феминизма здесь тоже не наблюдается. Наоборот, этот роман полностью патриархальный.

Во-первых, как Руби, так и миссис Ингланд – обычные патриархальные героини с присущим им поведением и мировоззрением. Никто из них не делает и не думает ничего революционного и отличающегося от шаблона. А все их проблемы, которые могли бы потребовать от них каких-то действий, решаются deus ex machina в конце книги. Во-вторых, здесь самый что ни на есть патриархальный стандарт, касающийся детей и родителей: «Дети – собственность родителей, они вольны делать с ними что угодно, а дети должны все простить и вести себя так, будто ничего не было, а если не могут или не хотят, то надо надавить на чувство вины и заставить». Отец Руби чуть не убил ее и сестру, мать встала на сторону отца, причем сразу и всячески капала на мозг Руби, что та должна простить «папочку» и строчить ему в тюрьму письма. Сестра осталась калекой и теперь зависит от денег Руби. Неизвестно как она дальше будет выживать, если с сестрой что-то случится. Но главное простить папочку, да, особенно если он вдруг тяжело болен и вот-вот умрет. По ходу сюжета было ясно, что отец что-то сделал с Руби плохое. Я думала о насилии, но даже не предполагала, что это было покушение на убийство. Идея о прощении корежит и при насилии, но в случае убийства это выглядит еще более мерзко. И, да, Руби винит себя, что не может простить отца и написать ему. Офигенный феминизм, дайте два.

Книга хоть и хорошо написана, но полностью вторична. В ней нет ничего нового. Героиня неинтересная, другие персонажи почти не прописаны, в частности миссис Ингланд. Она только ходит как тень по дому, вот и все, а Руби почти не контактирует с ней. Многообещающая линия Норланд-колледжа никак не была реализована. У няни Мэй нет никаких особых методов для воспитания детей и в ее действиях нет ничего необычного, чего не смогла бы сделать любая другая няня. Даже сама Холлс подчеркивает это, говоря, что Блейз могла бы спокойно заменить Мэй на посту няни. Вместо сюжета здесь перечисляются повседневные занятия Руби с детьми.

Это было неплохо, местами интересно и положительную оценку я ставлю, но любителям готики советовала бы прочитать лучшие образцы жанра, в частности «Ребекку» Дюморье, если еще нет, «Безмолвных компаньонов» Перселл, «Поворот винта» Джеймса, «Флоренс и Джайлс» Хардинга.