Больше рецензий

24 января 2023 г. 21:13

747

5 когда коктейль из разных извращений, искусства и поисков убийцы выходит весьма хорош

«Он хорошо знал эту боль и от своего несчастного детства, и оттого, что вместо корней у тебя чёрная дыра»

Прочитал очередной триллер замечательного французского автора и в который раз осознал, насколько наше детство, отношения с родителями (или их отсутствие) влияет на всю нашу жизнь. Книга вышла впечатляющей! И пусть здесь немало описаний сексуальных извращений, увлечений БДСМ и полно всякого выходящего из ряда вон.., этот триллер точно войдёт в список одних из лучших в своём роде и ни на что не похожих.

«Земля мёртвых», Жан-Кристоф Гранже (первое изд. 2018), издательство «Азбука-Аттикус»,
2019
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Всё начинается с парижского стриптиз-клуба «Сквонк», одну из работниц которого находят недалеко от свалки — связанной и жестоко убитой. Жертва связана необычным способом: все узлы связаны друг с другом, руки и ноги соединены с узлом на шее, так что жертва в желании освободиться только сильнее затягивает узел и удушает сама себя (особое мастерство называется "сибари" и является японским искусством обездвиживания/бондажа).

За дело берётся шеф бригады уголовного розыска Стефан Корсо — человек непростой судьбы, его самого вытащила со дна парижских трущоб, из наркомании и проституции полицейская дама, ставшая ему потом своеобразной "крёстной", а также начальницей по службе в органах правопорядка. И Корсо со своей бригадой начинают собирать материалы и искать хоть какие-то ниточки (предыдущая группа не справилась, кстати).

Одновременно наш следак пытается решить дела с бывшей женой, которая родом из Болгарии, но смогла взлететь по карьерной лестнице в политику, не хочет делить с бывшим десятилетнего сына и всячески над ним язвит. (К слову, она увлекается БДСМ и любит всяческие "извращения"... Мне кажется, что Гранже постарался в этой книге собрать побольше таких отменных персонажей, которым подавай перчинку, при этом внешне они люди весьма яркие и даровитые).

«Согласно всеобщему мнению, между сыщиками и преступниками существует тайное родство, нечто вроде семьи»

Корсо цепляется за самую очевидную и вышедшую на поверхность версию, она связана с известным художником Филиппом Собески. Тот ещё типчик, который в молодости наделал делов, промышлял наркотой, был сутенёром, а потом пришиб девчонку и на два десятка лет был закрыт в тюряге. Там в нём открылось дарование — он стал писать впечатляющие портреты самых что ни на есть "низов": проституток, наркош, убийц... И так его картины понравились ценителям искусства, что даже его режим заключения был смягчён. (А ещё его вдохновляли картины Франсиско Гойи, особенно последний, тяжёлый период, когда были созданы его "Чёрные картины").

«Всё остальное слишком бездоказательно: можно заниматься живописью, тра*аться с жертвами, любить Гойю и носить белые костюмы — и при этом не быть серийным убийцей»

Первая жертва увлекалась всякими извращениями над собственным телом и получала наслаждение от выполнения приказов онлайн во время эфиров в интернете... Но появляется буквально через неделю и вторая жертва, эта девушка любила заниматься сексом с мёртвыми уже юношами и мужчинами. И она была найдена с таким же жутким порезом рта "от уха до уха", с втиснутым в горло камнем, чтобы был вид открытого рта (эффект крика), и тело оставлено в таком же виде — связанное узлами и с такими же порезами и увечьями, что и первая жертва. Следствие натыкается на связь с картиной Гойи, найденной уже в 2000-е годы и выставленной в Мадриде (так называемые "Красные картины", портреты людей, обезображенных пороком и болезнями).

Вообще удивительно, как сюжет несёт нас как на "русских горках", то вверх, то вниз, то запутываясь, то находя новые выходы и версии. И хотя найденный уже в середине книги преступник и кажется сомнительным, ты до последних страниц гадаешь и думаешь, а кто же убийца, что вообще это было? Харизма сексуально озабоченного художника с его эпатажными выходками, с его многочисленными сексуальными связями (несмотря на возраст и худосочность), с артистизмом и странными привычками... приковывают внимание нашего сыщика так, что он всю книгу ищет доказательства его вины и доводит-таки до суда (пусть прямых доказательств его вины до последнего так и не было найдено)...

«Я срать хотел на современное искусство, всех этих дрочил, которые уже не знают, что бы ещё изобрести, лишь бы себя разрекламировать, и, кстати, абсолютно ничего придумать не способны»

Гранже выделывает с сюжетом невероятные финты, и они вас точно впечатлят! С героем мы отправимся и на выставку в Мадрид, и в экспрессе под Ла-Маншем в Лондон, потом спустимся в море, побываем на границе со Швейцарией... Чего только мы не увидим и не узнаем. История о полицейском, который всё хочет подогнать под свои взгляды и цели, про то, что за "извращениями" могут скрываться израненные души и детские проблемы, что у всех у нас есть свои секреты, а искусство зачастую может являться методом терапии и способа найти выход своим тёмным желаниям. Триллер что надо, как по мне.

«Корсо по натуре не был оптимистом. Когда он снова открывал глаза, солнце приобретало горький оттенок лимона, который используют, чтобы растворить герыч, а остаток тёплой кока-колы начинал походить на растекшуюся смолу индийской конопли. Нельзя терять бдительность, жизнь научила его, что всегда можно неожиданно наступить на говно»