Больше рецензий

23 января 2023 г. 20:42

319

5

Хотела бы я посмотреть на лица героев этой книги, когда им сказали бы, что ровно через сто лет президентом США станет ниггер. Дело в романе начинается в 1909 году. Доктороу написал его в 1975, но до Обамы он дожил и, надеюсь, был рад. Потому что главный белый герой, как и вся его семья , относятся к неграм, как к равным себе. Насколько это возможно.

Он видел, что негр каждым своим жестом как бы претендует на признание за ним полных человеческих прав.

На тот момент у негров нет никаких прав, как впрочем и у женщин. И отсюда, из сегодня, видно, какой колоссальный путь прошла эта страна. Впрочем, у нас, в России, по сравнению с 1909 годом тоже появилось всеобщее избирательное право, но есть, как говориться, нюанс.

В этом ретроромане Америка показана с огромной любовью. Как  плавильный котел наций, в котором бурлит жизнь и твориться история. Я люблю такое, концентрированное и точное. Прочитала залпом за два вечера.

Вымышленные герои мне полюбились все. Отец, Мать, Дед, Малыш, Младший Брать Матери (МБМ), Тятя и Малышка. У них нет имен. А вот к реальным историческим персонам автор явно имеет какие-то претензии.

Одна зарисовка с Теодором Драйзером чего стоит:

По удивительному совпадению в этот момент нашей истории угрюмый романист Теодор Драйзер ужасно страдал от плохих рецензий и мизерной продажи своей первой книги «Сестра Керри». Он был разбит, не мог работать и стыдился смотреть людям в глаза. Он снял меблирашку в Бруклине и сидел там на деревянном стуле посреди комнаты. Однажды он решил, что стул смотрит в неверном направлении. Изъяв свое тело из стула, он взял последний двумя руками и повернул вправо, то есть приблизил его к истине. На минуту он подумал, что добился своей цели, но тут же жестоко разочаровался. Он еще раз повернул стул вправо. Посидел на нем немного, но снова почувствовал себя не в своей тарелке. Еще один поворот. В конечном счете он описал полный круг, но так и не нашел истинного направления. День угасал за грязным окном меблирашки. Всю ночь Драйзер поворачивал свой стул по кругу в поисках верной магистрали.

Больше Драйзера в этом романе нет. Зато есть Зигмунд Фрейд, Гарри Гудини (много), Букер Ти Вашингтон, Джей Пи Морган, Генри Форд, Эвелин Несбит. И все показаны вот так же, немного с издевкой. Кроме  Эммы Голдман, политической активистки.

Я для себя выделила две большие темы этого романа: борьба негров за свои права и борьба рабочих с владельцами мануфактур. Это два равноценных конфликта. И главные вымышленные герои разделены:

1)Отец, Мать, Малыш, МБМ - семья старых американцев, нельзя сказать коренных, но ведущих свою историю со времен гражданской войны в США. Они решают проблемы чёрной пары Колхайса Уокера и Сары.

2) А Тятя и Малышка иллюстрируют как раз тот самый слой эмигрантов, который строит Новый Свет. Они приезжают из Западной России (интересно, что что имеется ввиду?). И сначала Тятя пытается найти привычный, видимо, для него заработок в найме на фабрики. Но, настрадавшись, находит и использует шанс разбогатеть на новом, только появившемся виде искусства - кинематографе.

Прочитано в рамках игры Вокруг света