Больше рецензий

Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

22 января 2023 г. 17:15

196

5

Как ни странно, вторая книга цикла произвела намного большее впечатление. И это и странно, и такого почти никогда не случается. Всем же известно, что шанс того, что следующая книга окажется на уровне, ничтожно мал. А уж то, что она окажется сильнее, можнее и будет бить не в бровь, а в глаз, как случилось с этой книгой - такой шанс один на миллион.

Но я связываю это с тем, что главной героиней этого тома оказывается уже не Шара Комайд, а Турин Мулагеш, к началу событий книги находящаяся уже в оставке в чине генерала. Но как говорится, бывших военных не бывает, и надо знать еще и саму Турин. Шара Комайд, судя по всему, хорошо ее узнала по не столь далеким временам. Иначе генерал не подорвалась бы по нескольким словам в записке и не помчалась бы иметь все проблемы на свою пятую точку и свою отсутствующую руку.

К слову сказать, генерал Мулагеш - не номинальный генерал, а прошедшая кровавую бойню от рядового до генерала, как начавшая свою битву в шестнадцать лет, так до сих пор и продолжающая, хотя уйдя в оставку, эту битву она ведет теперь с собой, но уже проигрывая. Но те слова, что она произнесет про себя и всех военных ближе к финальной части, покажут и причины, и следствия происходящих событий, причем даже причину того, что именно она здесь оказалась и именно в это время:

Мы слуги. Мы служим. Гуманизм - вот на что мы ориентируемся, служа! И мы ничего не просим взамен у нашей родины. И мы соглашаемся со всем этим, надевая военную форму. ...пафосным выкрутасам и мечтам о мировом господстве не место в цивилизованном мире.

Начинается все с пропажи агента властей, в свою очередь ведшей расследование некоей пропажи. Турин должна отыскать ниточку, чтоб ухватиться за нее, а вопросов все больше, и ответов как нет, так нет. Но они начнут появляться, иногда большой ценой, ценой людских жизней. И вот эти моменты глазами генерала Мулагеш, казалось бы, прошедшей скозь огонь, и воду, и медные трубы, привыкшей к потерям, они совсем по-иному позиционируют роман. Как роман антивоенный, как роман, в котором мы понимаем, какую направленность должны иметь военные. Не война ради войны или еще каких выгод, политических и прочих. А - война ради мира, и в такой войне людские потери не должны восприниматься как должное. Каждая смерть - это боль, это промах командующих, генералов, это и их личная боль. Так должно быть. И тогда не будет выражения "пушечное мясо". И стольких потерь.

Но это роман еще из цикла, название которого "Божественные города" говорит само за себя. И это значит, что в книге мы опять встретимся с волей богов, которых, казалось, уничтожили в предыдущей книге, но это и так, и не так. И Мулагеш в одно из своих путешествий к истине набросит на себя личину Орфея, спускающегося в ад, после чего ей предстоят такие открытия, которым никто не был бы рад, и она более чем. И в то же время здесь почти нет однозначных поступков, потому что узнавая причины, мы не всегда можем сказать: "вот это - белое, а это - черное". Но книга очень сильная и впечатление от нее тем сильнее, что она прочитана в непростое время.

В рамках игр "Кот в мешке", "Школьная вселенная"