Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

22 января 2023 г. 12:45

196

4.5 Древние морские дороги глазами путешественников ХХ века

В этой книге оказалось много редкой экзотики - не только ожидаемый Ирак, но и Бахрейн, Оман и Пакистан. Причем, как выяснилось, экспедиция Хейердала, которая в 1977-1978 годах доказала прекрасные мореходные качества камышовых лодок и возможности представителей шумерской цивилизации достигать на своих судах не только легендарный Дильмун, но и далекие Макан на территории современного Омана и Мелухха в долине Инда. История этого путешествия закончилась в Джибути перед входом в Красное море, и закончилась очень грустно - сожжением Тигриса, о чем интересующиеся путешествиями Хейердала читатели, безусловно, знают. Но я, например, не знала, с чем это было связано, и какой символический смысл этому сожжению придавал руководитель экспедиции и его разношерстный экипаж.
А экипаж был снова интернациональным - 11 человек, среди которых радостно встретить советского врача Юрия Сенкевича, на телепередаче которого "Клуб кинопутешествий" мы все росли. Вообще, это смешение национальностей и рас было не случайным, и весьма показательным. Помимо норвежца Тура Хейердала и уже упомянутого русского Сенкевича в экипаж входили старые соратники Хейердала по путешествиям на различных судах Норман Бейкер из США и Карло Маури из Италии, его знакомый по исследованию центральной Америки Герман Карраско из Мексики, а также новые члены команды - Детлеф Зойцек из ФРГ, японец Тору Судзуки, датчанин Асбьёрн Дамхюс, норвежец Ханс-Петтер Бён, иракский студент Рашад Назир Салим и "обязательный параграф в контракте с консорциумом, который одолжил средства на экспедицию", кинооператор Норрис Брок из США. Кстати, он снимал всё путешествие, так что оно неплохо документировано, и желающие могут познакомиться с фильмом. А также с книгой Юрий Сенкевич - В океане Тигрис , безусловно. Сама я непременно её прочитаю чуть позже.
Путешествие это было более научным, чем романтичным, и оказалось куда более сложным, чем предыдущие, поскольку проходило не через чистый и свободный океан, а по самым оживленным торговым путям, среди множества нефтяных танкеров и пассажирских лайнеров. Здесь герои столкнулись не просто с загрязнением моря, которое грозило разрушить камышовую лодку, но и с прямой опасностью быть перевернутыми огромными судами, постоянно встречавшимися в пути. С другой стороны, для меня оно оказалось особенно интересным, поскольку позволило снова посетить Бахрейн, поразиться раскопанным древним строениям легендарной страны Дильмун, и даже встретиться с тем самым Джеффри Бибби, об открытиях которого я прочитала книгу Дж. Бибби - В поисках Дильмуна . Вообще, в моем списке прочитанного эта книга оказалась в нужный момент. В прошлом году я прочитала довольно подробно о шумерской цивилизации, и её влиянии на человечество ( Сэмюэл Н. Крамер - История начинается в Шумере ), так что вполне поддерживаю Хейердала, который в споре между названиями "Персидский залив" или "Аравийский залив" предлагает собственное - Шумерский залив. Ага, я с ним))
Ну и в конце прошлого года я познакомилась с загадочными хеттами ( О. Р. Герни - Хетты ), так что ответы на многие вопросы норвежского автора представлялись мне уже не настолько неведомыми. Кстати, вот здесь впору рассказать о некоторых недостатках этой замечательной книги. Так, например, Хейердал ни словом не обмолвился о том, что его теория, касающаяся невозможности древних путешествий по Тихому океану против ветра, к тому моменту уже была, причем именно так, как он сам любил - экспериментально - опровергнута французом Эриком де Бишопом. И этот автор написал о своем путешествии книгу Эрик де Бишоп - Таити - Нуи , которая не могла быть неизвестна норвежскому исследователю, поскольку была написана задолго до путешествия Хейердала на Тигрисе. Впрочем, даже если он и не следил за творчеством своего научного оппонента (что весьма сомнительно), то уж никак не мог пропустить книгу об этом путешествии своего недавнего соратника по путешествию на Кон-Тики, шведа Бенгта Даниельссона - Бенгт Даниельссон - Большой риск. Путешествие на Таити-Нуи . Кстати, в этой теории ему оппонировал еще и опубликовавший немало интереснейших книг Милослав Стингл, тоже не последний человек в исследовании океанов (кстати, это именно ему спасибо за то, что он рассказал мне о Бишопе). Словом, понимаю научную упертость автора, но не понимаю таких умолчаний. Как-то они выглядят некрасиво. А с учетом невероятного заговора молчания вокруг деятельности Эрика де Бишопа - и вообще подозрительно.
Еще эта книга огорчит тех, кто любит морскую романтику. Шторм мы встретим только один, а все остальные препятствия будут по большоей части экологическими (ужасно было читать, как "Тигрис" пробирался по Тигру в хлопьях химической пены - отходах бумажного комбината), или начинал пахнуть протухшими яйцами, пару дней постояв в любом встречном "цивилизованном" порту. :( Кроме загрязнения древних морских путей, часть препятствий была политической (чего стоит хотя бы прохождение - прижимаясь к иракскому берегу - Тигра, результатом чего стало попадание ладьи на мель с последующими муками - кто бы мог их с этой мели снять?), ну а когда в финале "Тигрис" подошел к охваченному очередной войной Красному морю - стало как-то совсем тоскливо...
В общем, книга понравится не любителям морских приключений, не тем, кто привык к романтичному Хейердалу, а скорее тем, кто готов задуматься о том, "куда катится мир", и "как мы можем говорить о прогрессе и цивилизованности", если до сих пор не разучились использовать войну в качестве средства одержать преимущество в споре. Впрочем, для подлинного понимания этой книги и этой экспедиции, на мой взгляд, нужен немалый читательский багаж, а не просто приязнь к норвежскому исследователю.

Книга прочитана в мобе Нон-фикшн клуба Чарующая Азия. Рецензия возникла сама по себе.