Больше рецензий

21 января 2023 г. 07:57

236

4

Так вышло, что самой первой книгой Джейн Остин, которую я прочитала, стала знаменитая «Гордость и предубеждение». И хоть она искренне мне понравилась и в процессе чтения, и свои послевкусием, та история сослужила мне плохую службу, подняв планку для других работ автора, которые (во всяком случае, те, что я успела прочесть), на мой взгляд, не дотягивают, причём весьма и весьма уверенно. Рада, что с «Доводами рассудка» всё случилось иначе. Нет, «Гордость и предубеждение» для меня по-прежнему является более сильным произведением Джейн Остин, но этот роман уверенно занял второе место.
Наверное, хорошо, что я ничего не ждала от книги, беря её в руки. Поначалу казалось, я угадала, и здесь, как в «Нортингерском аббатстве» и «Чувствах и чувствительности», истории отношений между персонажами окажутся столь же банальными и клишированными, сами персонажи – плоскими и поверхностными, подчас и вовсе карикатурными, а мир ограничится парой гостинных. Однако я и сама не заметила, как история Энн Эллиот, что однажды послушалась доводов рассудка, а не сердца, увлекла меня, а на последних страницах так и вовсе заставила пообещать себе, что однажды я обязательно вернусь к этой книге и прочитаю её медленно и неторопливо, буквально смакуя каждое предложение. И хоть персонажи остаются несколько однобокими, что-то есть в них такое, что позволяет увидеть за буквами и словами реальных, живых людей. Жаль, это «что-то» Джейн Остин открыла нам лишь в самом конце.
Теперь об однобокости. То ли я не сумела понять, читая гораздо более торопливо, чем нужно, то ли автор и правда не смогла раскрыть мысли, ощущения и отношения друг к другу своих героев (как главных, так и второстепенных). Читая книгу, я не хочу, чтобы мне рассказывали, я жду, чтобы мне показали. Какие-то намёки на сохранившуюся любовь, признаки того, что человек – подлец от макушки до пят, а корысть строит планы гораздо более далеко идущие, чем сиюминутный комфорт. Но нет, в своё время автор просто заставляет одних своих персонажей заявить об этом другим прямой речью, а те другие внезапно прозревают и на голубом глазу начинают уверять меня, что они-то обо всём уже давно догадывались! Серьёзно?! Что ж, я за вас рада. И Шерлок Холмс тоже бы ваши таланты оценил. Но у нас же тут не детектив, где автору нужно запутать читателя настолько, чтобы он до последнего не заподозрил, что убийца – садовник.
Пишу это и понимаю, что «Доводы рассудка» оставили после себя противоречивые чувства. Но оставили же. Надеюсь, во второе прочтение я оценю книгу выше и сумею заметить то, что ускользнуло от меня в первый раз.