Больше рецензий

20 января 2023 г. 19:15

253

4.5 Добротная семейная сага

Данная книга содержит историю формирования буржуазии из обычной крепостной крестьянской семьи Артамоновых, которая получила волю в 1861 году, и её разрушения в революцию. Действия охватывают крупный промежуток времени — около полувека.
Я взял читать это произведение(1925г) сразу же после романа того же Горького "Мать"(1906г) и был очень удивлён языком автора, потому что в первом романе таких описаний не было. Неужели за 19 лет Горький научился писать?
Хочу сказать, что книга очень интересная, подробная, сюжет захватывающий.
Мы наглядно можем видеть, как в семье Артамоновых падает с каждым поколением заинтересованность в деле. Главное действующее лицо меняется с каждой частью.
Сначала это Илья Артамонов — сильный, умный мужик, который добивается всего, чего захочет; он жаден до собственного дела, — и вообще до жизни, — он любит жизнь и своё дело, умеет разговаривать и шутить с рабочими.
Затем — сын его Пётр: такой же крупный мужик, вышедший из крепостничества, желающий бы жить спокойной деревенской жизнью, плохо понимающий дела фабрики и рабочих людей, очень покорный — поэтому, разумеется, раз отец сказал продолжать дело, значит так и надо. Мы видим очень подробный анализ душевных дум Петра на протяжение целых двух частей романа из четырёх: он искренно не понимает, зачем ему всё это нужно, но делает; он замечает, что делом руководят его брат Алексей и племянник Мирон, а его самого отодвигают в сторону — всё это его обижает, раздражает, так ещё такие люди, как жена Наталья, дворник Тихон Вялов, мазолят глаза; он считает, что его насильно впрягли "в каменные оглобли дела", и обида на людей только возрастает; когда он видит заботы других людей, увлечения ими политикой, то считает, что всё это от безделья — таким образом, в его голове возникает установка "дело надо делать; человек без дела, как собака без хозяина", хотя сам в глубине души понимает, что это не его слова; продолжая быть впряжённым в эти "каменные оглобли" дела, в конце жизни он становится крайне раздражительным, сердитым, ворчливым стариком, получающим удовольствие от того, когда люди ссорятся и им плохо. Вот что значит жить не своей жизнью. Безгранично жалко становится этого персонажа.
И последнее звено — Яков. Не заинтересованный в деле, ленивый пухлый человек, плывущий по течению — докатились.
Параллельно мы можем прослеживать изменения в отношениях между членами семьи. Например, Наталья и Пётр. Вначале: "иногда они, обнявшись, садились у окна, дыша вкусными запахами сада, и молчали". Под конец жизни: "Уйди, лошадь. Надоела". Мы понимаем, что все эти люди друг другу чужие, они не слышат и не понимают друг друга.
Также Горький хочет донести до читателя (и в этом ему сильно помогает Тихон Вялов), что в "деле", в бесконечной работе нет смысла. Часто писатель сравнивает фабрику с "пауком", "гробом мясного цвета".
Ну и конечно, роман отображает историческую картину, революцию.
В конце романа я не смог согласиться с обвинениями Тихона Вялова.