Больше рецензий

caligo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2023 г. 14:16

728

5

«Земляноиды», Саяка Мурата 


Что такое мораль? Что есть наши желания? Что будет, если жить так, как мы хотим? А что может произойти, если мы будем жить так, как от нас этого ожидают?


Да и вообще… что такое норма?


Нацуки — обычная японская девочка, на первый взгляд. Каждое лето она ездит к бабушке на фестиваль Обон, где встречается со своим двоюродным братом, Юу, ее тайным любовником-инопланетянином. Да, он с другой планеты, это подтвердила даже его мама. Ни Нацуки, ни Юу с самого детства не вписываются в общество, именно поэтому они делят мир на чужих, «земляноидов», и своих, «попихамбопиан». Нацуки не принимает ее собственная семья, в частности мать и сестра — они постоянно твердят девочке, что с ней абсолютно всё не так, тем самым уничтожая ее самооценку с самого детства. Когда происходит страшное, все, что слышит ребенок: «ты выдумываешь». Поэтому Нацуки и сбегает в другую реальность и… Остается там навсегда, найдя себе двоих единомышленников. 


Что мне очень нравится в творчестве Саяки Мураты, так это то, что она, живя в довольно консервативной патриархальной стране не боится бросать такой жесткий вызов обществу. И «Человек-комбини» — это еще цветочки, разминка перед страшными «Земляноидами», потому что здесь авторка демонстрирует нам двойственность человеческой природы: с одной стороны, люди стремятся ограничить себя и друг друга по максимуму — ровно так, чтобы нельзя было лишний раз вдохнуть, если это не одобряется обществом, конечно; с другой стороны, концовка и вторая часть книги отлично показывают, что ждет нас, земляноидов, если мы отбросим все ограничения и стандарты назад. Общество для того (в идеале) и существует: для регуляции нашего поведения. Нацуки, ее муж Томоя и Юу сначала ведут себя крайне неугодно обществу, а затем и вовсе начинают существовать как отдельная единица.


И именно это делает книгу страшной — от обычного нежелания не быть системой до вещей, от которых кровь стынет, оказалось, если не один, то всего пара шагов. 


Еще мне доставляет удовольствие видеть то, как Саяка Мурата препарирует и испытывает наши желания. Она ненароком, сквозь мысли главных героев словно бы спрашивает: «а этого правда хотите ВЫ? Все ли в нас — от нас самих? Какая часть наших поступков искрення? А если окажется, что все то, что вы «знали» о себе, — это ложь?»


Почему нормален тот, кто всячески пытается влезать в жизни других людей и указывать им, а не тот, кто просто хочет пойти по другому пути и имеет на это полное право? Писательница, в очередной раз, пытается донести одно: «Эй, неважно, сколько тебе лет, какая ты, чего хочешь, чем занимаешься — это! твоя! жизнь! Только ты знаешь, как тебе будет лучше».

Общество пытается подвести нас к стандартам, но некоторые люди ввиду травм или простого нежелания неспособны жить по указке и оправдывать чужие ожидания. Так и один из главных героев, Юу, долго пытался казаться «нормальным», но потом обнаружил, что если жить всегда, как хочется другим и быть угодным, разучишься нести ответственность за свою жизнь и принимать решения, когда рядом не окажется никого.


Поначалу книга мне не особо нравилась — очень беглая манера написания, практически полное отсутствие деталей, странные неловкие реплики, НО! Чем старше становилась Нацуки, чем более ужасные и травмирующие события происходили с ней, тем больше мне нравилось это произведение. Я поверила в то, что происходило и искренне сочувствовала. Тем не менее, конец и последние 30 страниц меня, совершенно непривередливую читательницу, шокировали. Я давно не испытывала такой широкий спектр эмоций: во мне боролись недоверие и омерзение, страх и принятие. Именно поэтому я не могу вообще никому посоветовать эту книгу, потому что большинство читающих попросту не приемлют поднятые здесь темы и некоторые эпизоды. Хотя мне очень и очень понравилась история, даже больше, чем обожаемая мной «Человек-комбини».


Настоятельно рекомендую ознакомиться с списком TW перед прочтением.