Больше рецензий

19 января 2023 г. 13:21

625

4 Металлические чудовища и зелёные человечки

Произведения Карсака прошли мимо меня: в родительской библиотеке, которая и приоткрыла для меня чудесные фантастические дебри, он почему-то отсутствовал, а позже я почти полностью переключилась на более поздних авторов.
Теперь вот навёрстываю упущенную когда-то давно классику.

"Пришельцы ниоткуда" - действительно классическая фантастика старой школы, в которой авторы смотрели в космос и верили, что там есть что-то большее, чем пустота парадокса Ферми, романтичная и несколько наивная. Роман изобилует другими разумными цивилизациями, отличающимися от людей только внешней формой, и то не слишком сильно, прекрасными внешне и внутренне персонажами, храбростью и космическими перемещениями со скоростью выше световой, о чём точно никто не знает, как оно вообще работает.
И вселенским злом, о котором в плане его принципов существования все причастные знают ещё меньше, но настроены решительно побеждать.

С поправкой на почтенный возраст книги, это добротный роман, к тому же, приятно написанный. Повествование выстроено в форме рассказа о прошлом и охватывают почти три года, которые доктор Клэр провёл на планете иссов, постигая космические премудрости, какие-то иные события затрагиваются, да и то весьма коротко, только в эпилоге. Но первое лицо, в принципе, не раздражает, поскольку рассказчик не ныряет постоянно в свой ОБВМ и не рефлексирует на тему, как же ему постичь непостижимое, а просто описывает пережитые события.

Событий достаточно много.

Сюжет строится вокруг противостояния орд металлического непостижимого зла, которое занимается тем, что носится по разным вселенным (сочтём это многомировой интерпретацией), где гасит звёзды, и всех гуманоидных рас, которым идея жить без звёзд нравится не особенно. Человека, доктора Клэра, не очень-то хотели принимать в бравые ряды защитников галактик, потому что высокие общественные стандарты Союза не разрешают иметь отношений с цивилизациями, которые до сих пор ведут войны, но затем выясняется, что у Клэра уникальная "красная кровь" - с высоким содержанием железа.
Высокие этические стандарты тут же откладываются в сторонку - как жизненно, - и местные Предтечи в лице расы иссов начинают тыкать в героя палочками и приборчиками, чтобы понять, как его использовать для всеобщего спасения. Всё дело в том, что то самое всеобщее зло, мислики, не представляют для него угрозы: их особое излучение, опасное для всего живого, человеку вреда не причиняет. (Правда, мислик может упасть сверху своей металлической тушкой и раздавить человека так же хорошо, как кого-нибудь другого, но эта мелкая неприятность не рассматривается подробно.)

Миры иссов и других цивилизаций, с которыми читателя знакомит автор, выписаны тщательно, хоть и весьма неправдоподобно по современным меркам: захватывающие дух технологии, чтение и передача мыслей, идиллические маленькие города, всеобщая утопия и всё прочее. Пришелец с Земли, где в самом разгаре Холодная война и массовая разработка ядерного оружия, пребывает в перманентном культурном нокауте от увиденного и неминуемо приходит к мысли, как здорово бы было, если бы его, Земное, человечество тоже перешло уже на следующую ступень познания.
Вдобавок в наличии очень аккуратная романтическая линия, чья викторианская скромность вызывает - рядом с более молодыми произведениями, - чувство бесконечного умиления. Поверх насыпано какое-то количество приключений и парочка батальных сцен, которые показывают мрачную мощь цивилизации из металла, уязвимой лишь для тепла.

Мислики - самая сильная и самая слабая одновременно часть романа, потому что в них есть что-то эдакое лемовское, непостижимое совершенно, и главный герой узнаёт это на собственном опыте, пытаясь наладить с одним таким существом контакт. Но с другой стороны, про них настолько мало известно, что непонятно, как вообще к ним относиться - если про их существование как небиологической формы жизни к концу ещё появились какие-то попытки объяснения, то вот зачем им звёзды - неясно совершенно.
Для метафоры великого всепоглощающего зла мислики слишком материальны, для антагониста, должного всех сплотить - слишком непонятны. Правда, "Пришельцы" - только первый том, не исключаю, что в последующих есть что-то более конкретное.

(Не зря же среди набранных доктором Клэром добровольцев для отправки в миры Союза с добровольной миссией ради спасения всего живого много учёных, должны же они что-то будут изучать.)

Забавно, кстати, что троп о "зелёных человечках" сейчас стал абсолютно юмористичным, а здесь он используется всерьёз. Отношение к иным цивилизациям, летающим тарелкам и прочей уфологии, переплавленное в художественную форму, разительно поменялось за последние полвека. Если сравнивать между собой какое-нибудь "Возвышение", также замкнутое вокруг идеи объединения многих рас галактики в какую-то попытку общего института, и роман Карсака, очень занятно, насколько они отличаются именно по представлениям об инопланетных цивилизациях.

Определённо, это был интересный опыт чтения, и, пожалуй, знакомство с автором вышло удачным - вновь с поправкой на то, что произведение весьма немолодое. Возможно, со временем поищу и другие части цикла, под настроение старая фантастика порой идёт просто отлично.