Больше рецензий

19 января 2023 г. 13:12

224

5 Русский гений, России не нужный

О Дягилеве я знала немного. Русские сезоны, балет, великий открыватель талантов, Мир искусства, выставка русских портретов, Нижинский, Шехерезада - стандартный набор стереотипов.

Неудавшийся художник Гитлер стал диктатором, а неудавшийся композитор - великим организатором.

Дягилев не был нужен Российской империи. Он был слишком. Слишком новатором, слишком скандальным, слишком-слишком-слишком. Русские сезоны в Париже появились лишь потому, что в Санкт-Петербурге эти самые сезоны никому не были нужны.

На гребне успеха Дягилев мечтал вернуться в Россию со своими балетами. Выгнанный из императорских театров, он мечтал доказать всей России, чего он на самом деле стоит. Увы, эта мечта так никогда и не осуществилась.

Если загробный мир существует, надеюсь, Дягилев счастлив. Спустя много лет оказалось, что "такая корова самому нужна" - даже именное крыло в Третьяковке открывают.

Шенг Схейен - редкий биограф, который старается критически подойти к своему персонажу. Не выставляет Дягилева ангелом, отмечая ревность, собственничество, вспыльчивость, не всегда корректное отношение к старым друзьям. Этим книга и подкупает. Мы видим гения, но человека.