Больше рецензий

17 января 2023 г. 22:12

347

4.5 Бунт против системы в её центре, или раннехристианский коммунизм как закат капитализма

Данную книгу я решил прочесть после того, как узнал о ней из работы Робина Шармы, который восхвалял её на уровне таких основополагающих произведений, как, к примеру, "Размышления" Марка Аврелия, что, впрочем, можем считаться таковой работой в рамках XIX века для США в жанре автобиографии, но не более, так как в XIX веке существовали труды, которые не только поднимали проблемы бытия, но и предлагали их решение (у Торо, конечно, присутствуют некоторые мысли относительно изменения тех или иных аспектов, но они, так сказать, не зреют в корень, затрагивая лишь надстройку).

Что ж, теперь затрону непосредственно сам сюжет и размышления автора о бытие, которые он приводит. Прежде всего стоит отметить экстравагантность выстроенного автором повествования, которое проявляется в том, что книга состоит из взаимосвязанных эссе, в которых приводится весь путь автора - от возникновения самой идеи до её дальнейшей реализации, включая порой такие детали, как таблицы с количеством потраченных материалов и денег для вовзедения своей хижины на берегу Уолдена или расходы на еду за восемь месяцев.
Не буду вдаваться в подробности, описываемой им необъятности вечно прекрасного - природы, но они весьма увлекательны и местами забавны (к примеру, сравнение столкновения красного и черного муравьев с Гражданской войной красных республиканцев и чёрных монархистов), но иногда это может утомить (особенно то, что касается зимнего леса и философии по поводу размеров пруда, но здесь каждому своё).

Не менее любопытны и познавательны аналогии и мысли, которые у автора возникают во время пребывания в отшельничестве, скажем так. Помимо проблемы чрезмерно и бессмысленного по сути потребления, вокруг которого уже даже в первой половине XIX веке был выстроен культ,
автор приводит, пожалуй, главенствующую проблему в своём произведении - проблема образования. Сейчас я приведу небольшой фрагмент из книги, чтобы было нагляднее:
"Раз уж мы живём в XIX веке, почему бы нам не пользоваться преимуществами, которые этот век предоставляет?"
Мы больше тратим на пищу и на лекарства для нашего тела, чем на пищу духовную"

Полагаю, каждый увидел здесь знакомые выражения относительно преимуществ века для духовного и интеллектуального развития, но почему же мы до сих пор живём неизменной мещанской жизнью?
У Торо, безусловно, несколько радикальные идеи касательно индустриализации и материальных благ, ведь, как я указал в названии, его идеи в совокупности напоминают больше раннехристианский коммунизм, который в XXI веке уж точно является утопией или антиутопией - зависит от вас.
Мне кажется, он обозначил верный вектор проблемы, которая существенно усугубилась в наше время, но вот только нам стоит не просто отказаться от благ цивилизации, но использовать их в рациональном ключе для того, чтобы, как пишет Торо, стать "величайшим из пигмеев".
Кроме того, он сам надеется на возникновение такого земного порядка, при котором каждый сможет заняться своим делом и стремиться к совершенству себя: "Если порядок, для которого мы созданы, ещё не пришёл на землю, какой действительностью можем мы заменить его? Не к чему нам развиваться о действительность пустую и бессмысленную."
Надеюсь, однажды такой строй взойдёт над порочным омутом потребительской формации наших дней.