Больше рецензий

15 января 2023 г. 17:55

183

4 Оправдание насилия

После прочтения создается впечатление о Петре Первом как о совершенно садисткой, психопатичной и одержимой личности. И вся книга воспринимается как попытка оправдать насилие государства к собственному народу через идею Величия (постфактум рассматривающейся). Петр Первый был одержим западничеством, поскольку большую часть своего детства и отрочества он провел в Кукуе, где впитал быт и культуры немцев. При нем были созданы потешные войска, которые имели черты лучших европейских армий. Объехав пол Европы, Петр перенял у западных стран промышленность, науку, искусство, одежду (оставив без внимания общественную и политическую жизнь на Западе). Он хотел создать новую, богатую страну с европейскими обычаями и европейской промышленностью. Он предложил идею и цель для саморазвития. Но преображения страны и общества шли исключительно насильственным способом (насильственный призыв раскольников-северян в армию, насильственный загон крепостных на мануфактуры (в то время как в Англии и Голландии на мануфактурах работали свободные люди, получавшие жалования), насильный загон людей на корабельные верфи в Воронеже ("в деревнях калечились, рубили пальцы, чтобы не идти под Воронеж")). При том, что быт простого люда не менялся: как жили в нищете, так и живут. Отдельно стоит отметить садистские наклонности Петра. Жестоко и беспощадно он расправляется со стрельцами, устроившими бунт. Не снимал долго осаду Азов во время первого похода, понимая, что крепость не взять, но всё равно, отправлял свои солдат на убой штурмовать крепость. "Нескольких стрельцов, говоривших между собой, что-де "пригнали сюда -- русским мясом турецких воронов кормить", Петр бил по лицу и велел повесить в обозе на вздернутых оглоблях".