Больше рецензий

19 декабря 2013 г. 10:39

24

5

Появилась эта книга (именно данного года издания), когда мне было лет14-15. Родители мои прикупили гараж с "ненужным" хламом. Меня сразу заинтересовала толстенная, с интересными картинками, зачитанная буквально до дыр в обложке, книга. Начала читать и уже не смогла оторваться. Время от времени возвращаюсь к ней и безумно люблю. Поговаривают , что и у самого автора это было одно из любимейших произведений. картинка 251173 картинка 251173 картинка 251173 картинка 251173 картинка 251173

Рассказывают, что однажды, летом 1854 года, молодой Уилки Коллинз, к тому времени уже написавший несколько романов, трагедий, комедий и эпических поэм, с братом и одним из друзей возвращался домой с вечеринки. Они шли по одной из улиц лондонского пригорода. Была лунная ночь. Вдруг с виллы, мимо которой они проходили, донесся пронзительный женский крик. Друзья остановились в недоумении. С шумом растворилась железная калитка, и из нее выбежала молодая, очень красивая женщина в белом одеянии, светившемся в лунном свете. Она, казалось, не бежала, а плыла по воздуху. Поравнявшись с молодыми людьми, женщина на мгновение остановилась. На ее лице было выражение мольбы и ужаса. Затем, не промолвив ни слова, таинственная незнакомка побежала дальше и скрылась из вида.
— Какая великолепная женщина! — воскликнул друг Коллинза.

— Я должен разузнать, кто она и что с ней, — сказал Уилки и рванулся за женщиной…

Это необычное происшествие стало определяющим в жизни писателя: началась его тесная связь с Каролиной Грейвз — женщиной в белом.

Неподалеку от дома Коллинзов жила еще одна странная женщина. Она имела обыкновение одевать вечером белое платье и бегать по улицам, наводя ужас на ребятишек. Уилки (он любил, когда его называли именно так) после встречи с Каролиной окончательно решил: он напишет роман, в котором поведает свету о судьбе этих двух женщин.

Рассказывают также, что однажды Коллинз присутствовал на разбирательстве одного запутанного дела в суде. Его внимание привлекла сама процедура судебного расследования: один за другим вызывались свидетели, давали показания — и постепенно картина происшедшего становилась все ясней и ясней.

Меня осенило, — говорил Коллинз позднее, — что последовательность событий можно таким же способом изложить в романе. Надо, чтобы действующие лица сами участвовали в раскрытии интриг. Такой прием, несомненно, позволит заинтересовать читателя, как это происходит на судебных разбирательствах, когда выслушиваются показания, разные по форме и по содержанию, но в целом постепенно подводящие к выяснению истины. Чем больше я думал об этом, тем больше убеждался, что этот способ может привести к успеху. К концу процесса я уже твердо решил попробовать1.

Шел предположительно 1856 год. Именно тогда Уилки Коллинзу удалось окончательно выработать свой метод построения романов. Позднее, в письме одной из читательниц он таким образом сформулировал этот метод:

Как я пишу романы? А вот как:

1. Продумываю и формулирую основную идею.

2. Определяю круг действующих лиц.

3. Продумываю, как эти действующие лица будут раскрывать последовательность событий.

4. Начинаю писать, всегда с начала. Больше нет никаких секретов.

К этому времени Уилки Коллинз был уже своим в кругу Чарльза Диккенса, который начал выпускать новый журнал — Круглый год (All The Year Round). В его первых номерах начал публиковаться роман Диккенса История двух городов. Журнал пользовался популярностью. Но скоро роман закончится. Сохранить популярность журнала Чарльз Диккенс рассчитывал с помощью Коллинза.

А Коллинз уже писал новый роман, решив полностью построить его в соответствии с выработанным методом. Вот только с названием романа была задержка — ничего путного не приходило в голову. А тут еще Диккенс подгонял пришло время давать в журнале объявление о романе.

В августе 1859 года Уилки Коллинз, его подруга Каролина Грейвз и брат Чарли были на отдыхе. Как-то вечером уставший от работы над романом Уилки лежал на берегу моря. Глядя на маяк, он мысленно стал говорить ему: Ты чопорен и неуклюж. Ты такой же непробиваемый и непредсказуемый, как и моя белая женщина… Белая женщина!.. Женщина в белом!.. Вот и название! Ей-богу!

Женщина в белом начала публиковаться в журнале Чарльза Диккенса Круглый год в ноябре 1859 года. Роман принес автору огромный успех. Чтобы купить журнал Круглый год с романом Коллинза, читателям приходилось выстаивать длинные очереди. Тираж журнала достиг беспрецедентной по тем временам цифры — 35 тысяч экземпляров.

Роман тут же стали переводить на иностранные языки. Во Франции он выдержал семь изданий, вышедших одно за другим без перерыва. Три романа из ранее вышедших у Коллинза тоже были переведены на французский язык. Американский издатель Коллинза Harper, несмотря на многочисленные бесконтрактные издания, выпускал книгу на протяжении последующих семидесяти лет. Имеются свидетельства, что У. Теккерей, начав читать роман, не мог оторваться от него до тех пор, пока не прочитал его до конца. Известный английский литератор Э. Фицджеральд назвал свою яхту Мериан Голкомб — по имени одной из героинь романа — и перечитывал книгу много раз. Женщиной в белом стали называть духи, вальсы, дамские плащи, шляпки. Появились авторы, написавшие книги Женщина в красном и Женщина в розовом. Романом зачитывались все — от людей высшего света до простых официантов, привратников и мальчиков-посыльных, читавших иногда прямо на ходу.

Женщина в белом — наиболее значительное и типичное произведение Уилки Коллинза. Автор поднимает в романе проблему незаконнорожденности. Многое из описанного в романе писателю довелось пережить лично. Сам он любил роман настолько, что впоследствии в завещании велел высечь на могильном камне слова: Уильям Уилки Коллинз, автор Женщины в белом и других произведений. С появлением Женщины в белом звезда Коллинза засияла ярко и не угасала почти до самой его смерти.