Больше рецензий

18 декабря 2013 г. 10:37

640

5

Первое слово в голове по окончании прочтения: Жестко. Но что удивительно, обычно в таких случаях возникает следующий вопрос- на какой это возраст? Если возник такой вопрос, значит скорее всего наблюдается явное противоречие рафинированного «детского начала» и « жесткого, не по возрасту конца».
Книга Крапивина замечательна отсутствием этого противоречия. Она вообще какая-то нестерпимо реалистичная и живая, поэтому в повествование включаешься с первой же строки. А дальше уже сопереживаешь не на шутку. Я не была даже октябренком, я не видела майские демонстрации, я не помню знаменитое…

Комментарии


Интересный вопрос вы задаете. Наверное, тут важнее, чего вы хотите для ребенка: чтобы он выживал, пробивая себе дорогу локтями и зубами, или чтобы он стал настоящим человеком, в любой ситуации сохраняющим достоинство и веру в то, что есть нечто высшее, чем личная выгода или нажива.
И потом, в его книжках - не только максимализм, который почему-то вмногие ставят автору в вину. У него есть еще много полета, кораблей, мечтаний о дальних странах, о неизведанном, об открытиях. Ну и нормальных человеческих отношений, в конце концов - настоящей дружбы, преданности, наставничества. Я вот именно за это люблю его книжки.


Относительно идеалов-это безумно сложный вопрос. Это такой сложный выбор,который не хотелось бы делать за ребенка, а выбирая определенную модель воспитания- неизбежно задаешь определенное стремление.И это,конечно, сверхответственность. Хотя,вероятно, этот выбор делают все родители. И самое страшное, когда делают они один выбор "по сердцу", а пытаются подталкивать ребенка к "выбору по закону времени". Вот тогда это неизбежный конфликт..внешний или внутренний, тогда это обязательная драма. Ну и " нормальные человеческие отношения", о которых Вы упомянули. Наверное, именно они резанули меня так сильно. Все-таки без них жить не хочется,что бы ни сулилось взамен.


Ну так идеалы эти не книжками едиными воспитываются! А то было бы слишком просто: дал ребенку книжку хорошую - вырос человек хороший)))
Тут все в комплексе: и книги, и кино, и родительский пример конечно, и личный опыт. Так что, по-моему, книги "с идеалами" навредить уж точно не могут.


Я Крапивина в детстве читала. И не жалею.
Что же касается идеалов, помните в конце книги момент, когда Митька мчится на помощь Кириллу? До победного конца идут не только из-за взглядов и идеалов, но еще потому, что ты не один, есть люди, которые на тебя надеяться, которых нельзя подвести. Ребенок, когда читает произведения Крапивина, не думает, что его идеи могут быть опасны или страшны. Он просто радуется, что есть надежда, есть те, кому не все равно. Значит - можно и маленькому бороться и побеждать.


Этот момент самый сильный! И я, признаться, не задумалась о неодиночестве в таком разрезе. Спасибо за мысль.


Я очень рада, что книга понравилась. Я читала именно это произведение в журнале "Пионер". Это было очень мучительно, ведь он выходил только раз в месяц, а печатали повесть небольшими фрагментами. Потом, конечно, уже перечитывала полный вариант, смотрела фильм (какие же там песни!). Но, первые мои эмоции и чувства - связаны именно с "Пионером".

Это был живой рассказ. О нас, пионерах и советских школьниках. О наших учителях, очень разных, так же, как и все мы. Нас встречала завуч школы и придирчиво линейкой измеряла длину школьного платья. Нас вел в поход весельчак-географ. На нас кричали и стыдили, нас хвалили и ценили. Все было в советской школе. Крапивин точно уловил многое. Главное, что мне запомнилось - это чувство единства с одноклассниками. Но, возможно, что мне просто повезло с классом и классным руководителем.


Идеалы, конечно, прекрасные, только в идеализме своём крапивинские герои, даже наиболее адекватные, далеко заходят (отсюда и упрёки автору). Скажем, в "Колыбельной" есть момент, когда первая учительница Кира спрашивает: "Почему же ты ко мне не пришёл?" и он отвечает "Я не подумал". И таких "не подумал" предостаточно. Кстати, слова его "а теперь вы меня предали" и жестоки, и неумны. Это тот же самый неприятный максимализм


а по-моему, дети как раз очень часто "не думают" (я о конкретном примере). и максимализм у них зашкаливает.


Правильно, только для того и автор, чтобы расставлять какие-то моральные оценки.


Вы сами стали бы читать книги,будучи подростком, в которых морализаторство намазано жирным слоем и все оценки идеологически правильные? А вот когда вот так по-живому, по-настоящему, местами совсем неправильно и непедагогично, но зато честно и искренне, то хочется и читать и сопереживать. Люди живые, спонтанные и зачастую "неправильные" и сложные. Мне кажется,что книги отражающие это нужны и важны. Чтобы потом у ребенка не было шока по выходу из-под семейного колпака, где все черное и белое, а серого цвета нет в этой системе.


Вы путаете морализаторство и авторскую позицию. Морализаторство я и сейчас ненавижу и считаю четко выведенную в книге мораль верхом писательского непрофессионализма (последний раз это хорошо удавалось дедушке Крылову).
Нет, мне совершенно не кажется, что это честно и искренне. Это романтизм чистой воды с романтическими же героями. Кто сложен у Крапивина? Евица-красавица? Женькина мама? Кирин папа? Все, по большому счёту, выписаны одной краской, даже Женька и Чирок картонные (не говоря уже про Митьку). Но я и это охотно простила бы автору, если бы не его манера откровенно любоваться своими "крапивинскими мальчиками", что бы они не творили.


Гм.. с рациональной и логической точки зрения я с Вами соглашусь. Но эмоционально - я согласна с главным героем. Это потом выясняется,что она не поверила. И что во взгляде была жалость, но она не сказала,что он правильно поступает. Она,если мне память не изменяет спросила: " Что с тобой случилось?". А это цивилизованный вариант- "Как ты мог?". Так мне услышалось. Также это и Киру,видимо, услышалось. Ну и система, по которой ты виноват, потому что не дал себя обыскать дает ему право на злость. Злиться -это нормально, а когда ситуация такая стрессовая и вопиющая, как была в тот день - то любая реакция может быть адекватной. Я главного героя понимаю.


Мы все живём в этой системе и сейчас гораздо больше, чем когда бы то ни было. Везде видеокамеры, вторжение в частную жизнь страшное, рамки стоят, вещи обыскивают. Всё это объясняется благими намерениями. И никто не протестует.
Кирилл Векшин в родной школе (и родной стране) не первый день - правила хорошо знает. А злость не оправдывает ничего. Она всегда разрушительна и бессмысленна.
Естественно, я на стороне героя. Но вот что меня безумно привлекало в Крапивине в подростковом возрасте и так же сильно отвращает сейчас - это экзальтация. Невероятная преувеличенность чувств, реакций, любовь к красивым жестам. Плюс жесткий мужецентричный мир, в котором женщина в лучшем случае "друг человека".