Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 января 2023 г. 15:10

184

1

Тот редкий случай, когда можно сказать, что книга абсолютно бесполезная для всех групп читателей.

Трудно поверить, что Котлер участвовал в написании этой книги, ибо книга написана очень и очень плохо, в том смысле, что понять, о чём пишут авторы, практически невозможно. А учитывая, что Котлер написал множество книг, из которых вряд ли можно найти хотя бы 2 книги, которые были бы написаны так, что ничего не было понятно, его присутствие на обложке этой книги, выглядит крайне удивительным.

Однако вернёмся к сути того, чему посвящена книга. Из названия книги можно сделать вывод, что книга ориентирована на тех, кто хочет понять, что же такое стратегический менеджмент. Учитывая, что обычно книги на данную тему достигают 800 страниц, такая тоненькая книга как бы привносила надежду, что читателю не придётся читать эти толстенные книги, чтобы разобраться в теме стратегического менеджмента. Это особенно актуально учитывая, что одним из авторов этой книги является Котлер, который пишет очень ясные и понятные книги по маркетингу. В общем, книга выглядела многообещающей. Как можно понять, в реальности всё обстоит совсем по-другому. Да, книга очень тоненькая, однако авторы каждую тему описывали так, что просто невозможно понять, о чём идёт речь. И это я не говорю о том, чтобы реализовать всё это на практике, т.е. в реальной бизнес-среде. Но ведь именно в этом заключается суть всех книг по бизнесу, в которых предлагается та или иная теория, не так ли?

Итак, в книге коротко описываются всем известные инструменты, такие как SWOT анализ, матрица Ансоффа «товар – рынок», матрица анализа портфеля (Трудные дети/Знаки вопроса, Звёзды, Собаки/Мёртвый груз, Дойные коровы), пять конкурентных сил Майкла Портера, реинжиниринг бизнес-процессов и пр. Как видим, все эти темы разбираются в любом университетском учебнике по маркетингу, а также во множестве книг по менеджменту. Другими словами, это базис, о котором обычно становится известно уже в первый год изучения, как менеджменту, так и маркетингу. Следовательно, книга должна как бы помогать учащемуся, так? По идеи, да, но в реальности, как я сказал, авторы написали очень труднопонимаемую книгу. Настолько трудную, что намного лучше прочитать классические книги по маркетингу и менеджменту, а учитывая тот факт, что любой, кто изучает маркетинг и/или менеджмент всё равно прочитает классические работы по этим двум направлениям, существование этой книги кажется мне совершенно бессмысленной.

А если эта книга ориентирована на тех, кто не собирается изучать маркетинг и/или менеджмент? Тогда такой читатель просто ничего не поймёт, за исключением того, что тема «Стратегический менеджмент» является очень и очень сложной для понимания не посвящённому человеку, что на самом деле является неправдой. В той же книги «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» (Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution) или «Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии» (Understanding Michael Porter: The Essential Guide to Competition and Strategy) темы объясняются настолько легко, что даже человек со стороны поймет, в чём суть реинжиниринга и теории 5 конкурентных сил Майкла Портера. Из этой же книге просто невозможно этого понять. Ну а смысла в этой книге для практиков или людей, хорошо разбирающихся в теме маркетинга и/или менеджмента (как в теории, так и на практике), нет в двойне, ибо по своей сути книга является коротким введением в тему стратегического менеджмента.