Больше рецензий

fraction_bird

Эксперт

Я лучше всех умею лежать и ничего не делать

9 января 2023 г. 11:09

904

2.5 Как же я хорош, как мощны мои лапищи

Я эту книгу никогда не понимал
Уильям Гибсон

Мусолила эту книгу без малого год. Чтение определенно было вызовом, а завершение ощущается не иначе, как подвигом. Книга занятная, я понимаю и тех, кому она не понравилась и тех, кого она восхитила. Благодаря существенной доле мозгодробильности, произведение это изрядно занимает мысли и затягивает в себя, что для меня стало определяющим фактором, из-за которого я не смогла бросить «Дальгрен» на полпути.

Составителю аннотации явно пришлось изрядно попотеть, для того, чтобы у читателя сложилось впечатление, что под обложкой «Дальгрена» его ожидает увлекательная фантастическая история. Вручаю ему за это медаль, потому что номинально придраться не к чему. Действие и правда происходит в городе Беллоне. Город действительно странный, и там происходят странные события. Главный герой, Шкет, действительно загадочным образом потерял память, и пришёл в Беллону, чтобы…

Вот где-то здесь читателю стоит притормозить свои ожидания и осознать, что для Дилэни все фантастические допущения и сюжет в целом – просто условность. Масштабная конструкция «Дальгрена» мало напоминает цельное полотно, историю, роман. «Дальгрен» - это вещь в себе, замкнутая на личности автора и его желании обмозговать какие-то темы. Процесс этот сугубо интимный и я не уверена, что читатель, в принципе, необходим в этой попытке автора отсосать самому себе.

Открывая эту книгу, я, наивное летнее дитя, лелеяла надежду, что меня там ждут. Что мне хотят рассказать историю, что Сэмюэль Дилэни хочет донести до меня какую-то мысль или даже несколько. В результате я миновала все стадии принятия, для того, чтобы прийти к пониманию неизбежного, а именно: автору на меня пох*й.

Стадия 1. Отрицание (человек отказывается принимать то, что с ним случилось)

Трудна форма, а не содержание. Язык произведения необычен, но это что-то новое. Следить за событиями достаточно ненапряжно, ведь их не так много. Мне интересна история главного героя и то, что происходит с ним, его прошлое загадочно, город странный, впереди много непрочитанных страниц, и это прекрасно.

Стадия 2. Гнев (на этом этапе проявляется агрессия)

Иногда тебя втягивает в ритм текста и уносит на его волнах, и качает, и это красиво. Но в основном бьёт о рифы, об острые края, о словесные излишества и мысли только о том, как же хочется очистить текст от всей этой шелухи. Но если убрать всю мишуру и нагромождения метафор, что там останется? Бесконечное брожение главного героя по локациям, встречи с разными людьми, которые не двигают сюжет в каком-либо направлении, но подкидывают герою кусочки паззла для понимания себя, попытки вспомнить свои имя и жизнь до Беллоны. Если честно, его сандалия - последнее, что меня волнует, посрать, вкладывал ли автор в это какой-то сакральный смысл. В целом, несмотря на рассуждения о правах меньшинств, социальном и классовом разделении - это именно творческое дрочево.

Стадия 3. Торг (мысли о том, чтобы договориться о более лучшей участи)

Великолепная сцена в лифте, да и всё взаимодействие с семейкой Ричардсов было впечатляющим. Зачем это было нужно, я не знаю. Вся книга состоит из этих кусков, сцен, которые связаны друг с другом лишь присутствием главного героя. Некоторые читать было интересно, некоторые не очень. Исключительно тяжеловесными получились монологи об искусстве и писательстве, но при этом мне импонирует манера автора писать изнутри героя, кое-какие рассуждения о творчестве, о расовом и классовом неравенстве тоже. Но этого мало, чтобы быть хорошей, интересной историей. Надеюсь, автор вырулит роман во что-то осмысленное, страниц ещё достаточно.

Стадия 4. Депрессия (человек в депрессивном состоянии круглые сутки)



картинка fraction_bird

Дошла до последней части, стилизованной под дневник. Если за оставшиеся 150 страниц там не появится сюжет, я вообще не понимаю, о чём говорить. Это не фантастика. Половину книги автор наглаживал своё эго и читать это было почти физически больно. Вторую половину его попустило и читать стало легче (или я привыкла к манере изложения), но лучше не стало, потому что всё происходящее по сути своей очень скучное бессобытийное нечто, в котором герои ходят по кругу и ведут бессмысленные диалоги.

Тема секса, которая и раньше периодически творчески осмыслялась автором, внезапно стала превалировать над всем остальным в пятой и шестой частях. Это не кажется естественным развитием героя, такое ощущение, что автора внезапно переклинивает и он решает отрефлексировать собственную сексуальную ориентацию, не отрываясь от написания романа. Вызывает брезгливое недоумение даже не количество сцен секса, а то, что они длинные и скучные, с долгим перечислением конечностей и поз. Любвеобильность героев занимает всё эфирное время, больше ничего не происходит, какой-то «Дом 2: построй свою любовь» напоминает. Рассуждения о творцах, писательстве и творчестве в целом - хорошо, но не привязаны ни к чему. Нет сюжета, сука, нет его там.

Стадия 5. Принятие (согласие с неизбежной участью)

Мне кажется, именно в данном случае, что злится насчёт картонных персонажей, служащих только для выражения мыслей автора, отсутствия сюжета, и постоянно обрывающихся побочных линий - дело бесперспективное. Дилэни явно не стремился к внятной проработке чего-либо из вышеперечисленного. Объяснение личности героя и прочих интересующих читателя моментов автор бросает читателю, как кость, когда иногда вспоминает, что он тут не один. Никакого приза в конце не будет, хочешь, принимай этот ленивый вариант, если тебе так нужна какая-то развязка.

Плохо только, что продвигают этот огромный кусок текста, как фантастический роман, когда и к роману, и к фантастике его можно отнести лишь формально.

Итоги:

Любопытный языковой и смысловой эксперимент автора, но как художественное произведение - это плохо читаемое, бессюжетное варево. Я получила удовольствие от решения головоломки, но не удовольствие от чтения, надеюсь, автор страдал, пока писал этот текст, так же, как и я, пока его читала.

За эмоциональную поддержку спасибо Romiel_knight

Комментарии


Всегда пожалуйста. Автор не страдал, он наслаждался. Посмотри его интервью - это сюррилистичное зрелище


Я предполагала, что вкусы автора весьма специфичны :D


Точнее их отсутствие


o-l.jpg
0:17

:)))


Спасибо, рассмешили =D


Я только ответил. Смешить вы первая начали, чего уж там :)))


Рада, что мой отзыв вызвал у вас положительные эмоции. Не хотите тоже ознакомиться с "Дальгреном"? Было бы интересно узнать ваше мнение, книга действительно занятная.


Удивительный день сегодня! День бесконечных текстов :) Мне только что рекомендовали Стивена Кинга. Я ответил вот что:

1914 электронных страниц!

Пропади оно пропадом, даже с вашей рекомендацией не хочу. Если автор не в состоянии рассказать свою идею на трёхстах страницах (т.е. на 500 электронных), я его считаю пожирателем моей жизни.
Многих страниц может потребовать замысловатость сюжета, но для меня это дело уже десятое. Разбираться в перипетиях придуманной жизни мне не интересно.
Первичны идеи. Если их нет, то и тратить своё время не хочу.

По этой причине и сериалы не смотрю -- кроме Дживса и Вустера. Да и тех только избранные серии, дальше всё то же самое

"Дальгрен" несколько короче, но и он значительно превосходит разумный размер. Мне, пожалуй, достаточно вашей рецензии. Если вы не обнаружили в книге достаточного смысла, боюсь, и мне не удастся :)


О, я ни в коем случае не настаиваю на этом акте мазохизма XD Тем более, если вы не согласны на Кинга, а он точно более осмысленен в плане сюжета в своих гигантских нетленках.


Да, Дилэни отнюдь непрост для восприятия. И "Дальрен", на мой взгляд нельзя рассматривать как прочие произведения этого автора поскольку мы имеем дело с литературным экспериментом. И это прекрасно)


Да здравствует литературное разнообразие, чтобы каждый мог найти книгу себе по душе :)


Больше хороших книг, разных и так предостаточно)