Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2023 г. 07:56

147

3 Кликбейтное искусство

Любое произведение искусства в возрасте более ста лет уже по умолчанию вызывает к себе уважение одним фактом своего существования, но не столько по причине мастерства автора, превзошедшего современников и даже потомков, сколько своей относительной ценностью и сохранностью вопреки действию времени и историческим событиям, сокращающим срок жизни вещам, и живым существам. Тем интереснее узнавать о самих произведениях или их авторах какие-нибудь неожиданные и часто отпугивающие подробности, которые одновременно снижают излишний пафос трепетного к ним отношения и делают их более доступными для понимания. С этой точки зрения книга «Омерзительное искусство» должна просто максимально располагать читателя и к себе, и к шедеврам живописи, которые будут представлены в самом неприязненном виде.
Когда в названии картины не находится знакомых имен собственных или пояснений к изображенному, остается только тщательно рассматривать сюжет и ориентироваться на цветовые и световые сочетания полотна, чтобы хоть как-то уловить его настроение и составить свои о нем представления. Однако обнаженные пышные тела дам вдруг начинают приходиться не только на эпоху Возрождения. Или одетые по моде раннего Средневековья персонажи почему-то носят имена героев древних эпосов и мифов. От радужной картины с щекастыми младенцами на павлиней ферме веет холодком из-за мужского тела, чью голову удается найти с очень большим трудом и в не совсем положенной для нее месте с точки зрения даже самых смелых перспектив и пропорций. И это не говоря о людях с лицами животных, поедающих детей или вырывающих сами себе глаза. Кажется, настало время наконец узнать, какие же истории на самом деле скрывают эти большие и маленькие эскизные и детально прорисованные полотна.
Очень емкое и цепляющее название книги с обещанием «юмора и хоррора» безусловно привлекает к себе внимание, однако в то же время провоцирует ожидания, которые не в полной мере соотносятся с ее реальным содержанием. История искусства наверняка знает далеко не один холодящий душу сюжет, лежащий в основе той или картины: будь то реальное историческое событие разного масштаба или литературное произведение, а то и вовсе личный опыт художника. Точно так же немало тайн и загадок хранят истории их создания и дальнейшего существования. Исходного материала выше крыши: хоть по направлениям разбивку делай, хоть в хронологическом порядке выстраивай – вариантов масса. Автор же сосредотачивает свое внимание исключительно на живописи, где заложена мифология Древней Греции, то есть все веселье и ужас относятся не к картинам как таковым, а именно к мифам. Рисунки же в большей степени служат иллюстрациями к оригинальному авторскому пересказу известных и не очень историй из жизни богов и легендарных героев. Именно авторский стиль, бесхитростный, ироничный, отшлифованный лонгридами в ЖЖ, затягивает читателя и незаметно для него аккуратно приобщает к высокому, используя для это ухищрения на уровне желтой прессы. Вместо монотонного энциклопедичного пересказа и высокопарных аллюзий все непотребства называются прямо своими именами, а легендарные сюжеты беспощадно препарируются современным взглядом без излишней романтизации со ссылками на уголовный кодекс и под густым соусом черного юмора. Местами, правда, все-таки случаются перегибы с крайне неоднозначными ремарками относительно некоторых участников событий или ситуаций, не задуманными изначально как оскорбляющие, но оставляющими неприятный осадок.
Выбрав достаточно узкую тему, Багдасарова подходит очень щепетильно к отбору материала: картины и, соответственно, сюжеты взяты незатасканные, незасмотренные, малоизвестные даже у маститых художников. В книге в качестве иллюстраций представлены не только полотна, но и фрески, и миниатюры из книг, и росписи дворцов и вилл, и даже килик! Причем все они принадлежат разным авторам, разным эпохам, разным стилям. С этой точки зрения, конечно, было бы интересно более подробно узнать, почему те или иные художники раз за разом обращались к древним сюжетам или вдохновлялись ими, не довольствуясь примитивным объяснением влияния архетипов на культурный код Европы и их эволюцию сквозь года. Не меньше вопросов особенно после знакомства с некоторыми первоисториями изображенного возникает по поводу того, чем, например, руководствовались представители элиты, заказывая свои портреты в соответствующих образах или украшая соответствующей росписью свои дворцы? И ответов можно напридумывать целую массу, но лучше их найти. Тем более что для всех заинтересовавшихся в теме: оригинальных источников мифов, их анализе под разными углами или непосредственно в самих картинах – легко будет ступить на тропинку для изучения, потому что по тексту указаны подробные ссылки с явками и паролями, вплоть до номера страниц. Все личные интересы, которые автор не смог удовлетворить, можно закрыть самостоятельно.
6/10
Рекомендуется: вместо занудных Гомера и Куна
Опасно: для углубления познаний в искусствоведении.