Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2023 г. 23:14

319

2.5

Ну, как бы современная литература... ))

Сюжет: журналист Том Лэнгдон планирует провести Рождество со своей герлфренд, но поскольку какое-то время назад у него случился конфликт с авиакомпанией, из-за чего ему в судебном порядке запретили пользоваться услугами авиа, то ему приходится отправиться через всю страну на поезде. Лэнгдон, впрочем, решает попутно извлечь какую-нибудь пользу и собрать в пути материал. Но, оказывается, на Рождество в железнодорожном экспрессе можно встретить кучу странных личностей и даже свою старую любовь...

Наконец-то я дочитала эту книжку... )) читаю с 2020 года. )) Как раз тогда я на LiveLib наткнулась на чей-то отзыв, заинтересовала описываемая атмосфера - поезда, попутчики, все такое. Ну и, естественно, оказалось, что это вообще не мое. )) Да уж, с американской литературой и кинематографом у меня в последнее время все более сложные отношения... ))

Так-то - объективно рассматривая- вроде вполне нормальная книжка... Крепко сбитая, профессионально сделанная... Четко отработанная по названию - на рождественский контент. Под типичный голливудский рождественский фильм - прямо просится на экраны. Поди на это и рассчитано. Просто готовый сценарий, бери и снимай.

Но меня это с каждой страницей все больше и больше раздражало. Все такое гладенькое, чистенькое, полезненькое... стерильное абсолютно. Ничего кроме штампов и шаблонов. Как будто изготовлено из какого-нибудь конструктора лего. И только появляется какой-нибудь персонаж, как сразу же четко возникает такое ощущение... многократно виденного. И думаешь - вот сейчас он заговорит и выдаст что-нибудь "понимаешь, сынок...", этаким ироничным, добродушно-насмешливым тоном... И что характерно, он как раз это и выдает. Можно быть совершенно спокойным - никаких сюрпризов и потрясений.

Вот, скажем, появляется невероятно красивая проводница, мудрая и опытная - только успеешь задуматься, что какого-то штриха еще не хватает - и автор тут же подкидывает - ну конечно, она негритянка. Кто бы сомневался. Через сколько-то страниц она поясняет, что на середине пути ГГ придется делать пересадку и дальше ехать на другом поезде компании, но там он встретится с ее матерью. Сразу думаю - о, ну это поди будет пожилая толстая и сердечная негритянка, тип любящей мамаши-бабушки - и разумеется, именно такая тут же и заплывает. "Ну, сынок..." ))

Сначала это было еще более-менее терпимо, когда автор действительно описывал атмосферу поезда, Рождества и всяких эксцентричных чудиков. Но потом появилась Она... мама дорогая. Все, с этого момента автор сосредоточился на романтической линии. Вот они когда-то в молодости были вместе... но внезапно она его бросила... а теперь они встретились случайно в этом поезде... и т.д. И все стало работать исключительно на эту линию. Дама шугается от ГГ, происходят разные происшествия, которые все больше их сводят, вплоть до финального катаклизма, который они - ну, ясное дело, преодолевают совместно и т.д. В финале оба сходят с поезда и удаляются в закат. Классика жанра.

Не поверила ни единому (кадру) слову. Все это настолько разило голливудщиной, что просто челюсти сводило. В голливудском фильме ГГ обязательно должен заполучить самую лучшую женщину, иначе зритель просто не поймет. Но как по мне, проблема в том, что ГГ тут просто никакой. Никчемный лузер, потрепанный жизнью, пробивающийся написанием колонок для какой-то региональной газетки, да и то в сфере... то ли дизайна, то ли чего-то такого. И постоянные старания автора навести тумана о героическом прошлом никак не помогают. Как тут поверить в героическое прошлое аж военного корреспондента, прости господи, если тут, в текущем времени ГГ не в состоянии даже тупо получить багаж из самолета. Ну или сдать багаж перед полетом, я уж не помню. Совершенно непонятно, что в таком жалком типе могут найти аж две навороченные красотки, которые совершили успешную карьеру, купаются в деньгах и могут делать вообще все что захотят. Неужели они не могут себе найти кого-нибудь получше?? как бы возникает вопрос. ))

С катаклизмом в финале автор вообще пустился во все тяжкие. Нет, что в финале будет катаклизм, было ясно с самого начала, тут даже не надо ловить спойлеры в отзывах. Автор сам всю дорогу старательно и жирно на это намекает. То у него старый железнодорожник красноречиво покачивает головой, глядя в окно на густой снег, то старый путешественник рассказывает жуткие истории о суровых зимах и снежных завалах - тут догадается и ребенок из детского сада. Чем ближе к финалу, тем старый железнодорожник будет все больше и больше пялиться в окно, задумчиво сдвинув брови, чуть ли не на каждой странице - боже мой, ну можно это делать хоть не так навязчиво?? не колотить читателя табуреткой по лбу с криком - "ну, ты обратил внимание на эту Очень Тонкую Деталь?!" Прямо осталось только в тексте это все подчеркнуть, или вынести отдельно в рамочке, чтобы уж наверняка.

И когда наконец начинается этот катаклизм - ах, там впереди завал, поезд не может идти! а снег все идет! и тут спереди лавина! и сзади лавина! и сбоку лавина! а с другого боку обрыв в пропасть! Конечно, единственное, что тут поможет, это чтобы ГГ со своей Любимой Женщиной встали на лыжи и пошли сквозь метель искать помощи. Правда, никчемный ГГ и тут был настолько никчемный, что сбился с дороги, и они упали в сугроб и приготовились замерзать. Но их нашел местный ребенок, вышедший погулять. Я понимаю, что автор тут хотел кинуть какую-нибудь очередную красноречивую аллегорию... метафору... аллюзию... в общем, вы поняли. Но выглядело по-идиотски, так-то.

Не говоря уж о том, что старый железнодорожник всю дорогу пялился в окно, тревожно сдвинув брови и покачивая головой - так лучше бы он вместо этого, со всем своим опытом, предложил бы поездной команде во главе с машинистом - ну, они же его как бы все почитают и уважают за его опыт - не ехать в горы, где и летом поезд проходит с большими затруднениями, а в такую снежную бурю и вовсе может угодить в завалы, а остановиться и переждать внизу... Или уж, в конце концов, если они таки доехали до этого катаклизма, а то же ведь кино не кино, и выехали они из этого туннеля и увидели, что впереди пути засыпаны лавиной - мог бы он хоть предложить сразу тут же сдать назад и сидеть в этом туннеле? ожидая улучшения погоды и прибытия спасателей? Ведь это было бы лучше для пассажиров - сидеть в своих купе и все такое? Чем они принялись праздновать Рождество, доедать имеющиеся запасы и зажигать елки и гирлянды. А потом покатили новые лавины, и все такие - ой, а ведь поезд может снести в пропасть... и все в последнюю минуту эвакуируются из поезда, хватая какие-то одеяла и с детьми бредут через снега, чтобы ежиться под одеялами на голых рельсах. А потому что машинист виновато говорит - ой, а у меня уже не осталось энергии, чтобы заехать поездом в туннель, чего-то я протупил и не подумал сразу это сделать... Ну да, и старый опытный железнодорожник тоже протупил. Нафига тогда весь его опыт и тревожное глядение в окно? Зато Романтика. ))

В общем, книжка для тех, кто спокойно переносит (тупые) американские фильмы и не страдает при этом от тошноты, а кто не переносит - лучше не читайте, я вас серьезно предупреждаю. ))