Больше рецензий

4 января 2023 г. 17:36

463

5

А. П. Чехов "Чайка".
После неоднократного прочтения пьесы, версии "Чайки" Б. Акунина, сценических и кинопостановок разных лет, понимаю, что это и есть Вечное произведение... Вечное, так как каждая ситуация, каждый герой рождают вопросы, ответов на которые нет из-за многогранности жизни.
Герои пьесы будто наши современники, если не учитывать реалии 19 века.
Треплев и Тригорин вызывают размышления о творчестве писателя. Ассоциативно вспоминаю думы Н. В. Гоголя в "Мёртвых душах" об этом. Не смогла сразу понять, талантлив ли Тригорин. Его ставят высоко в столице, печатают лучшие журналы. От него узнаём о муках творчества: "Пишу непрерывно, как на перекладных, иначе не могу. Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь!... И я так всегда, всегда, и нет мне покоя от самого себя, и я чувствую, что съедаю собственную жизнь....". "Я не люблю себя как писателя. Хуже всего, что я в каком-то чаду и часто не понимаю,что я пишу...". Таким ли должен быть талантливый человек? Как легко должно рождаться произведение, может ли оно быть
создано "быстро", без усилий? По-моему, Тригорин очень серьёзно относится к своему делу, ценит читателей, не хочет "упасть лицом в грязь". Он прямо рассказывает Нине, как непросто подобрать слово, найти нужное для выражения мысли: "День и ночь меня одолевает одна неотвязчивая мысль. Мысль-я должен писать, должен. Что же здесь прекрасного и светлого?" Жизнь ли это? Но при этом Тригорин в почёте. В беседе с Ниной он прямо говорит, что "не любит себя как писателя....Я люблю эту природу. Она вызывает у меня неодолимое желание писать, но ведь я не пейзажист только". Приходит мысль, что Тригорин талантлив, но...рядом с ним должна быть та, которая помогала бы ему Верить вего талант. Аркадина хвалит его, но нужен он ей как "приложение" к себе, всё же. Сам он не способен "быть". В этом он признаётся Нине: "У меня никогда не было своей воли..._, "Вялый, всегда покорный. Как это может нравится женщинам?"-задаётся вопросом. Может, действительно, людям, отдающим себя творчеству, известным, нужна всегда рядом "сильная" личность, которая будет опекать его?.. Аркадина это и делает, правда, в его известности любя себя. Будь Заречная супругой Тригорина, она смогла бы помочь ему чувствовать свою значимость по-иному: пеклась бы о его покое, уюте, мирной обстановке вне бомонда.
Треплев о Тригорине отзывается не совсем положительно: "Очень порядочный. Сорок лет будет ему ещё не скоро, но он уж знаменит и сыт по горло...". Это взгляд стороннего наблюдателя. Позже он произносит: "А я не уважаю....я лгать не умею, от его произведений мне претит". На мой взгляд, Треплев не может быть объективен в силу того, что Тригорин-любовник его матери. Здесь смешана зависть как к писателю известному и обида сына, который хочет любви матери, но та отдаёт её иному.
Сама Аркадина, конечно, очень высоко ставит Тригорина: "Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России...У тебя столько искренности, простоты, свежести, здорового юмора....". Как иначе? Она артистка известная, рядом с ней не может быть "нахлебник". Уверена,что интерес к Тригорину подогревался любовью публики к Аркадиной как артистке и в то же время сплетнями к их отношениям с Аркадиной.
Треплев мечтает писать, но в начале пьесы далёк от от этого. Мать осмеивает его постановку, отклика нет. Он откровенен: "Я талантливее всех, коли на то пошло!" Его стремление к этому понятно. Жаль его во многом: неясно, почему оставил университет, живёт в глуши с дядей, влюблён безответно, денег мать не даёт,произведений сына не читает, а любовника- хвалит. Да и талантлив ли Треплев, неясно... От такой жизни несладко.
Два эти писателя- образцы писательской среды любой эпохи,наверное. Кто-то спм пробиваетсянаверх, идёт нехоженой тяжкой тропой, завоёвывая читателя. Или Тригорин, который в чём-то талантлив, но и роль Аркадиной в его почёте немалая.
Заречная и Аркадина-две представительницы актёрской среды. Уже немолодая Аркадина-известная актриса, имеет вес в столичных театрах. Ей по статусу нужно иметь изысканный гардероб, красавца-любовника, появляться на светских раутах. "Я всегда одета и причёсана",- говорит Ирина Николаевна. Её прижимистость при этом ясна, но когда у сына нет даже приличного костюма: "...один и тот же сюртучишко он таскает три года, ходит без пальто...",- говорит Сорин о Треплеве. Возникает мысль, дорог ли сын матери? Что для неё выше: счастье близкого или карьера? "Я люблю мать, сильно люблю; но она ведёт бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом, имя её постоянно треплют в газетах,- и это меня утомляет",- делится Треплев об Аркадиной. Он искренен. В его словах горечь сына, воспитанного без материнской ласки. Как пронзительны сцены его с ней, когда он с душевной радостью говорит, что "она так хорошо" умеет делать перевязку.
Заречная стремится к актёрской профессии. Ей дорог дом Аркадиной. "...талантлива, умна, способна рыдать над книжкой...", "Нужно хвалить только её одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться её необыкновенной игрой...",- бесконечно хвалит Нину Треплев. Понятно, что отношение его рождено любовью: "Я без неё жить не могу...Я счастлив безумно". Отец понимал,что такое бомонд, не хотел, чтобы она бывала в имении. Нина же стремится к мечте. Становится актрисой, терпит муки творчества и муки в личной жизни. Не добилась большой славы. Рассказывает Треплеву, что взяла ангажемент в Ельце, едет в одном купе с мужиками.
Но при этом не предаёт любимое трудное дело. Она откровенна с влюблённым в неё Треплевым: надо смириться, терпеть, трудясь. В столь юном ещё возрасте Нина умна. Хочется верить, что счастье улыбнётся ей.
Две актрисы, два отношения к славе, сцене, жизни в этой среде. Будь у Нины надёжная опора как муж её судьба текла бы по-другому. Жизнь же ведёт её непроторенными тропами. Кто-Аркадина или Заречная- останутся в истории театра, может, никто, время покажет... В передаче Игоря Волгина один из гостей высказал важное по этому поводу: что важнее-искусство или вся остальная жизнь?.."Некое несовпадение себя и жизни". "Жизнь мстит за увлечение искусством, а искусство за иллюзию, за пренебрежение жизнью". Вот и герои,занимаясь чем-то одним, забывают о втором. Кто счастлив? Никто. Где грань между тем и другим? Решать каждому. Аркадина "вся в искусстве", а брат и сын одни существуют, благо, не впроголодь.
Дорн, Маша, Сорин, Медведенко...-отношение этих героев к жизни различно, их стремления и апатия, круг их знакомых, дел заставляют думать о людской непохожести.
Маша в 22 года уже чувствует себя старой, измождённой. Нет азарта к жизни, нет желания куда-то стремиться, мечтать. "А у меня такое чувство, как будто я родилась уже давным-давно; свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф...И часто не бывает никакой охоты жить". Чехов не раз ремаркой показывает измождённость Маши. Она, действительно, как старушка, тащит себя жить: "...ленивою, вялою походкой", "нюхает табак".
Спокойнее чувствует себя с Дорном, любит его больше отца, о чём и говорит ему. Дорн о ней: "Пойдет и перед завтраком две рюмочки пропустит".
Маша делает выбор в пользу Медведенко, как мужа, от какой-то тоски и безысходности. Претит ей супружество, обязанности матери. Медведенко же всегда думает о сыне, оставшемся на время без их присмотра. Он понимает, что Маша не любит его. Соглашается с этим, любя её и ребёнка. Находясь с нею, находит радость в жизни. Ещё неженатым на ней, ходил "шесть вёрст туда, шесть обратно" к Маше. Это ли не любовь? Лишь Полина Андреевна понимает глубоко чувства Маши к Треплеву, но помочь дочери не может. Она сама сильнейше любит Дорна, "бегает" за ним. Треплеву она говорит, видя мучения дочери: "Женщине немного надо. Только посмотрите на неё ласково. Я по себе знаю". Это её реплика произнесена "в никуда", она не называет Маши, но из ситуации ясно и так. "Только бы дали моему Семёну перевод,а там я в один месяц забуду",- произносит Маша, уверенная, что место проживания вытравит её чувства к Треплеву.
Дорн вызывает огромную симпатию. Знаток жизни, женщин-особо. Он не столь много говорит, но всегда в точку. Даёт ёмкие характеристики героям. Умён, умеет поддержать в трудную минуту. Высоко оценивает пьесу Треплева, о чём говорит ему, чтобы поддержать. "Мне 55 лет, уже поздно менять свою жизнь",- произносит Дорн на прямое желание Полины Андреевны быть его женой. "Евгений, дорогой, возьмите меня к себе",- бурно говорит ему. Он видел много, его устраивает сложившаясяжизнь. Зачем что-то менять даже ради того, чтобы быть опекаемым влюблённой?
Сорин Пётр Николаевич, брат Аркадиной, вызывает умильность. Бывший чиновник, теперь нездоровый человек, живёт в имении с племянником, который трепетно его любит. Этого ли Сорин желал?
Он очень мягок. В спектакле МХАТА имени Горького великолепно это показано. Сорин буквально "вдавливается" в кресло при виде управляющего имением, боясь что-либо сказать. Управляющий по-барски ведёт себя. Когда он отказывает Аркадиной (хозяйке!) в лошадях, то Сорин произносит о Шамраеве: "Невыносимый человек. Деспот", при этом не указывает тому на его место. Шамраев жесток и в отношении родных: Медведенко не получает от него лошадей. Любит ли Шамраев семью? Ведь знает, что зятя ждёт сын, то есть его внук, а не помогает добраться до места.
Сорин также осторожен с сестрой, прося её о деньгах для Кости. Но та брату отказывает. Сорин мирится с своей мягкотелостью. Жизнь будто "выдавила" из него активность, чувство значимости. В беседе с Костей он говорит: "...и маленьким литератором приятно быть". Если Треплев мечтает о славе, то Сорин готов творить для немногих. Из радостей у Сорина "херес за обедом" да курение.
Эти герои пьесы похожи какой-то "обездвиженностью". Каждый явно или нет, но хочет изменить свою жизнь к лучшему, но не совершают этого. Тригорин, в отличие от них, через усилия, внутренние сопротивления, идёт к известности. Только зачем? Сам не говорит этого. Ждёт публика, не ударить в грязь лицом, стремление нравиться Аркадиной или читающим его?.. Не знаю. Треплев жаждет иного вопреки всему. Сил физических и душевных ему не хватает справиться. Рядом (банально ли?) не оказалось друга, кто поймёт его, жажды творчества, жажды признания, кто просто поддержит. Да, дядя говорит ему добрые слова, но он и сам слаб. Ирина Николаевна сына не замечает, её тепло и нежность уходят к Тригорину. Заречная идёт к Треплеву выговориться, а сама к его желаниям неприслушивается. Он одинок.
Все постановки, что видела,- чудесны. Каждая уникальна. Мирошниченко или Муравьёва в роли Аркадиной-особенные, Литвинова- не нравится вовсе. Молодой Александр Коршунов в роли Треплева пронзителен, Евгений Миронов ему не уступает. Очень нравится Маша в исполнении Евгении Добровольской, будто для этой роли располневшей и какой-то размеренной в движениях. В МХАТе Евгений Стеблов интересен как Дорн, но Александр Михайлов в Малом театре, по моему, мощнее...
Герои Чехова-люди сегодняшних дней. Кто-то мечется, ищет себя, кто-то замирает на месте, заглушая несбывшееся выпивкой, "хороня" себя в провинции... Полина Андреевна не любит мужа, обожает Дорна. Сама предлагает ему жить вместе, строить счастье. Поглощена Дорном, в то же время чутко понимает состояние дочери, Медведенко. "Жалко мне тебя, Машенька",-говорит ей, видя, как та страдает от безразличия к ней Треплева, от нелюбви к Медведенко.
Вопросы, волнующие их, в 21 веке не решены. Семья ли Аркадина и Треплев, Маша откровенно говорит,что не любит отца. В чём настоящая любовь: Аркадина и Тригорин, ребёнок Маши и Тригорина, Шамарина и Дорн...- нет решений. И снова, как всегда, герои разобщены, глухи к переживаниям тех, кто рядом. Слышат их, но не слушают.
Думаю, что не стоит грустить о том,что Чехов написал так мало крупных драматургических произведений. Одна только "Чайка" вечна...Как говорил о ней Великий Леонид Броневой: это самая загадочная пьеса Чехова. Читать и раскрывать "тайну" будем постоянно.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово