Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

4 января 2023 г. 08:43

954

3.5 Прозаический привет из Серебряного века

Лидия Зиновьева-Аннибал - имя знакомое не каждому читателю, даже продвинутому. И тем не менее, эта женщина, умершая очень рано, в 41 год, оставила свой след, пусть и не большой, в русской литературе.

Родилась Лидия Зиновьева в дворянской семье, многие члены которой были высокопоставленными чиновниками. Получила домашнее образование, а впоследствии вышла замуж за репетитора своих братьев и вместе с ним увлеклась социализмом. Вот до чего доводят уроки на дому!)) Невзирая на троих детей, мужа Лидия бросила ради знаменитого поэта и драматурга Вячеслава Иванова. На тот момент Иванов также был женат, но после длительных бракоразводных процессов влюбленные обвенчались. По церковным канонам такой брак считался недействительным. У Зиновьевой и Иванова родилась дочь.

Творчество писательницы было характерным для того времени, экзальтированным и эпатажным. Повесть "Тридцать три урода", самое скандальное произведение Зиновьевой-Аннибал (свои работы она подписывала именно так) была запрещена сразу после публикации, такой она наделала шум. И немудрено, в этой частично автобиографической повести Лидия писал об отношениях, о которых и ныне писать запрещено. Впрочем, царская Россия была более толерантной, запрет был снят в 1907 году, за полгода до смерти писательницы.

Книга, конечно, смелая, и хоть в ней нет совсем уж откровенных для читателя из 21 века сцен, но намеков и полутонов полно. Да и не намеки это, а вполне прямой текст. Героиня повести, чье имя не называется, утром в день своей свадьбы бросает жениха и уходит к, гм, подруге. Подруга, известная и талантливая актриса, знакомит девушку с обществом художников "Тридцать три" и предлагает им позировать. Интрига художественного сеанса заключается в том, что натурщица будет без одежды, а тридцать три художника будут рисовать ее одновременно с разных ракурсов и углов. Когда перед глазами героини предстают тридцать три портрета, она понимает, что для разных людей и с разных точек зрения она выглядит абсолютно по разному. Тридцать три урода - это тридцать три непонравившихся портрета, но именно из этих осколочных уродов складывается цельная красавица.

Безумная страсть, лихорадочные юношеские фантазии и великая сила искусства - вот три темы повести, и все три раскрыты очень хорошо. Еще здесь есть о масках, которые мы надеваем перед другими людьми, и том, как страдания могут утешиться в работе и в творчестве. Мне не слишком понравился выспренный слог, но многие мысли героинь мне близки. В любом случае, это было очень интересное открытие.

Дзен