Больше рецензий

2 января 2023 г. 13:40

504

3.5

Обычно я начинаю читательский год с простой книги, которая пусть и не принесет мне интеллектуальных удовольствий, но непременно подарит ощущение волшебства. Будет легкой как полет ласточки и ненапряжной как вакуум. В прошлом году это был Лукьяненко, в этом я читать его не готова, поэтому пусть будут котики решила я. Покопавшись в телефоне я нашла аудиокнигу Гвен Купер "Правила счастья кота Гомера. Трогательные приключения слепого кота и его хозяйки".
История о девушке и ее слепом котике, которого она взяла из приюта в дополнение к своим двум кошкам. У книги есть ряд плюсов, если читатель идет за эмоциями, он, безусловно, их получает. Жизнелюбие маленького Гомера тронет любое сердце. Книга напоминает истории знакомых о своих питомцах: как кот тявкает на птичек, собака спасает от типа на темной улице, что они делают когда остаются одни и о всегда нервной поездке в ветеринарную клинику. Я такие истории слушаю с удовольствие, всегда вовлекаюсь в разговор и дополняю своими переживаниями. В этой части у меня вопросов к книге нет и вышезаявленному запросу она вполне отвечает. Этим, вероятно и объясняется успех этой истории.
Но к сожалению очень скоро стало понятно, что автор не стремиться преодолеть вторичность своей идеи, подать ее хоть сколько-нибудь оригинально. В интервью писательница заявляла, что узнав об успехе книги про кота Дьюи, решила, что тоже так может. Что ж, возможно так, она смогла, но добавить индивидуальности, как и поработать с языком и стилистикой у нее не получилось. На ее сайте я увидела, что истории про кота Гомера она штампует пачками, даже выпущен детектив для подростков (от чего я, как специалист по детской литературе ору чаечкой).
На протяжении всего текста авторка добавляет псефдофилосовских рассуждений и пробует себя в мотивационной литературе. Раз у маленького слепого котика получилось получится и у вас (не факт).
"Если ты не видишь свет в конце туннеля, это ещё не значит, что его там нет".
"Если терять уже нечего, остается одно - находить".
Мне это показалось нарочитым и вставленным в текст для большей коммерческой успешности, как и постоянное нажимание на кнопки трогательности и умиления. Возможно с коммерцией получилось, но одновременно текст стал искусственным, потерялась непринужденность и легкость.
Пожалуй, самая главная проблема этого текста - главная героиня. С самого начала история о слепом котике превращается в историю о его хозяйке. И это было бы прекрасно, будь это целью книги, Но нет, читатель видит, что сплошные "я","я", "я" получаются от психологических проблем автора. Например, нежелание снять с кем-нибудь квартиру, объясняется проблемами кошек и... девушка возвращается к родителям. Нежелание заводить отношения, объясняется... проблемами кошек и... девушка долгое время одна. В то же время о животных она заботится с усилием, достойного лучшего применения, ограждая от всяческих проблем, не давая узнавать мир котенку, которому совершенно необходимо это сделать. И вот этот постоянный поиск одобрения у читателя - посмотрите какая я хорошая, я спасла котика, я все для него делаю, ну похвалите же меня. Тревожный невротик всегда узнает тревожного невротика, и я говорю "Привет, Гвен!"
В результате книга получилась не цельная, вторичная, искусственная, но сделанная как коммерчески успешный продукт.
Правда, все мои ворчания затмевает тот факт, что после прочтения книги люди стали охотнее брать из приюта котиков с физическими недостатками. И если это действительно так (если хотя бы один котик нашел так любящую семью), то к чертям критику, книга хороша!