Больше рецензий

30 декабря 2022 г. 21:42

12K

4.5 Законы жизни, вечные и неизменные

"Ночь после выпуска" - это сборник, который включает в себя две повести Владимира Тендрякова. Прочитать его я решила потому, что, во-первых, хотелось чего-то лёгкого и быстрого в прочтении, а во-вторых, я неизменно люблю серию "Любимые книги девочек", в которых порой таятся настоящие сокровища подростковой литературы. Вот и этот сборник мне очень понравился, и я рада, что обнаружила этого автора. Тендряков - это советский писатель, но поднимает он вечно актуальные темы и касается тех сторон жизни, которые в советской литературе не то что бы распространены (таковы, в данном случае, вопросы духовности и сексуальности; особенно меня удивило второе, ведь сексуальность рассматривается здесь глазами подростков, что очень и очень нетипично).

Ночь после выпуска. Сборник открывается одноимённой повестью, сюжет которой в достаточной степени отражён в самом названии. По форме эта повесть очень похожа на пьесу: характерные яркие персонажи (каждый представляет собой определённый, скажем так, школьный или учительский архетип), действие происходит в короткий промежуток времени в одной и той же локации; начало, кульминация и развязка эмоциональны и чётко выражены, ну и, конечно, сюжет имеет вполне определённую проблематику. В общем, по всем канонам театрального искусства. Реплики персонажей также чересчур экспрессивны и будто бы "наиграны". Ну не говорят так люди в реальной жизни, тем более школьники:

Когда-нибудь, Гена, за власть... Не за свою. За чью-то... Над собой... Сейчас рано. Сейчас... За свободу!"
Юлечка! Тебя кто-то за ручку... Да зачем? Ты сама других поведёшь.

И т.д. Мне эти реплики казались очень неестественными. И, учитывая, что вся повесть вызывала ощущение театральности (чего не было во второй), могу предположить, что это был сознательный приём автора.
Другие ассоциации, которые вызывает "Ночь перед выпуском" - это её небольшая схожесть с диалогами Платона. На это как будто бы наталкивает и имя одного из центральных персонажей - Сократ (только тут он играет совсем не такую роль, как Сократ в платонических диалогах; хотя что-то и в этом есть: Сократ у Тендрякова такой же миролюбивый, довольствующийся малым добряк, как Сократ у Платона; оба - эдакие хиппи своего времени). Персонажи даже обсуждают похожие темы: свобода, власть, смысл жизни, проблемы образования и молодёжи и т.д. Что неудивительно, темы эти вечно актуальны.
В ходе "заседания", происходящего ночью во дворе после выпускного, молодые люди решают обсудить, кто что на самом деле о ком думает, ведь "лиминальный" момент, немного алкоголя и невысокая вероятность того, что после окончания школы они продолжат общаться, развязали им язык. Тут-то, я думала, будет поинтереснее: мол, каждый о каждом выскажется, и всплывут нелицеприятные подробности и грубая правда. Но на самом деле, обсуждали, по сути, только одного человека, а об остальных разговоров было немного. Меня удивило, что из-за довольно безобидных претензий бывшие одноклассники настолько сильно перессорились и буквально "озверели". На мой взгляд, ничего по-настоящему обидного и отвратительного никто не сказал, а если кто-то кого-то в чём-то и выдал - за свои поступки надо уметь отвечать, а не беситься, когда они в конце концов всплывают наружу.
Повесть напомнила мне ещё и знаменитые социальные эксперименты, проходящие всегда по одному сценарию: группе людей позволяют делать что-то социально неприемлемое, и каждый раз выясняется, что в результате этого люди выходят из-под контроля, плюют на моральные установки и звереют. В ситуации, представленной в "Ночи после выпускного", происходит такой вот мини-эксперимент с похожими последствиями.
Параллельно в повести представлен разговор учителей в учительской после выпускного. Эта часть мне понравилась уже меньше. В первую очередь потому, что учителя так в итоге ни к чему не приходят. Да и ситуация кажется очень натянутой: будто бы все так встревожились из-за того, что отличница сообщила на выпускном, что растеряна относительно своих планов на будущую жизнь, косвенно обвинив в этом школу. Наверное, мне сложно поверить в то, будто бы учителей так волнуют переживания школьников, что они всю ночь обсуждают эту ситуацию в учительской, потеряв покой.

Весенние перевёртыши. Повесть посвящена взрослению и внутренней трансформации 13-летнего подростка Дюшки (сокращённо от Фёдора). Это очень трогательное, глубокое и в чём-то трагичное произведение, в котором поднимается много важных тем. Автор раскрывает их на удивление деликатно, без менторского тона, свойственного советской литературе. Преподносит проблему так аккуратно, что его собственная позиция остаётся в тени, а иногда вроде бы однозначная ситуация переворачивается так, что приходится задуматься над своей точкой зрения, а всё ли так уж просто? Это история про общественные представления и положение в обществе: что значит быть "нормальным" и принятым окружающими? Для чего это нужно, и можно ли быть счастливым, оставаясь собой? С этим связано и понятие долга: насколько можно пожертвовать своей индивидуальностью, чтобы не сделать несчастливыми своих близких? Философских вопросов здесь затронуто очень много, но это и понятно, в этом фабула повествования: Дюшка взрослеет и переосмысляет самого себя и окружающую действительность. Спектр проблематики широк: от вопросов самопознания до общечеловеческих духовных вопросов. Финал повести показался мне неожиданным и печальным.

Приятный сборник о подростках, столкнувшихся с необходимостью выбора, с вопросами, которые волновали людей во все времена. Хоть речь идёт о советских подростках, этого совсем не ощущается, так как автору удалось задать в своей книге, я бы сказала, общечеловеческую проблематику. Поэтому все те раздражающие факторы, которые могут оттолкнуть от советской литературы, тут отсутствуют. Сборник получился чудесный и слегка меланхоличный, напоминающий о течении времени и хрупкости момента.