Больше рецензий

Balagur72

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2022 г. 19:46

417

4 За деревьями мы чуть было не проглядели лес.

Я дочитал последнюю художественную книгу времён Василия Тёмного. Это очередной том серии «Рюриковичи», сборник, состоящий из двух произведений: романа Б.В. Дедюхина «Соблазн» и повести Н.О. Лихарёва «Воронограй». Моя средняя оценка этой книги – 4 звезды.

Теперь по каждому произведению конкретно. Несомненно, роман Бориса Васильевича «Соблазн» - отличная штука. Но я был бы не я, если не нашёл бы непонятные места. Например, я не смог проверить некоторые даты:

В четвёрток Пасхальной недели, 20 апреля 1430 года…
Возвращение Ионы ждали к Светлому Воскресению, но он появился в Москве лишь во вторник на Светлой неделе, 2 апреля 1437 года.

Я весь мозг себе сломал, пытаясь вычислить Пасху в XV веке, в XIX-XX веке ещё куда ни шло, но XV век – это слишком далеко, тогда даже ещё григорианского календаря не было, и католики были вынуждены влачить жалкое существование по юлианскому календарю)))))) Без выдумок Дедюхин в этом романе не обошёлся, но эти его выдумки не влияют на историческую канву произведения, во-первых в этом романе дочь Ивана Всеволожского зовётся Настенькой, но я уже писал в прошлых рецензиях, что настоящего имени дочери Всеволожского в летописях не сохранилось; во-вторых Борис Васильевич пишет, что Ивана Всеволожского просто казнили по приказу Василия Васильевича, но его ослепили:

Так, переживши превратности многие, возвратился Василий Васильевич на московский стол. Коротко и жёстко было первое же распоряжение великого князя: боярина Всеволожского, в нетях сказавшегося, отыскать, за многие измены живота лишить, имения отобрать в казну. Тако повелеши — тако было исполнено.

Как бы то ни было, упоминания в летописях об Иване Всеволожском после его ослепления (или казни) пропадают. Более выдумок автора в романе я не нашёл. Но за освещение одного исторического события, я готов простить Борису Васильевичу все его мелкие исторические неточности.

Следя за перипетиями междоусобной войны и борьбы за власть между внуками Дмитрия Донского, каюсь, я совсем упустил из виду одно событие, которое могло перевернуть с ног на голову историю всей Московской Руси. Это событие произошло ещё тогда, когда Великий князь московский Василий Васильевич был зрячим. Ни в романе Вадима Полуяна «Ослепительный нож», ни в романе Евгения Сухова «Окаянная Русь» этому событию не посвящено ни единой строчки. Я не буду долго томить своих читателей неизвестностью, я говорю об очередной попытке римской курии во главе с папой римским Евгением IV навязать православным церквям Восточной Европы и Малой Азии свою римско-католическую власть путём созыва Флорентийского собора. Собор проводился в 1438 - 1445 годах. Ведь незадолго от времени проведения этого собора византийский император Иоанн VIII Палеолог и константинопольский патриарх Иосиф II попросили военной помощи от турок у папы римского. От русской церкви (я не знаю, уместно ли называть русскую православную церковь XV века, аббревиатурой РПЦ) на этом соборе присутствовали митрополит Исидор, епископ суздальский Авраамий и более 100 человек прислуги. От всех православных церквей на этом соборе было около 700 делегатов. Хотя более 90% этих делегатов подписали орос этого собора (большинство из них по принуждению) православные церкви на местах не приняли решений этого собора.

Для справки:

О́рос — (от греч. ὅρος (орос) — граница, рубеж, предел; отсюда: определение) — определение догматического характера, сформулированное и утвержденное на Вселенском или По-местном Соборе, признанное полнотой Церкви.

Оценка романа «Соблазн» - 4,5 звезды.

О повести Николая Лихарёва «Воронограй» мне особо сказать нечего. Повесть затрагивает сам момент захвата Василия Васильевича в Троицком монастыре и последующее его ослепление (т.е. буквально несколько дней). Её можно читать, можно не читать: повесть написана в начале XX века, от неё просто веет какой-то затхлостью и застарелостью, из неё я вынес только два весьма спорных утверждения Лихарёва:

1) Василий обещал казанским татарам за своё освобождение из плена громадную сумму в 200 000 рублей серебром – но про эту сумму сказано только в Новгородской летописи, почему Николай Осипович верит только новгородцам и взял такую большую цифру долга – абсолютно непонятно.

2) Шемяка отомстил Василию Васильевичу за ослепление своего брата Василия Косого – как предлог для ослепления Василия Васильевича, вполне вероятно, но как настоящая месть, вряд ли - потому что, когда Василий Косой захватил великокняжеский стол после смерти своего отца, то Шемяка писал Косому:

«Если Богу не угодно было, чтобы княжил наш отец, то тебя-то мы и сами не хотим»

Дмитрий не любил старшего брата и не стал бы по-настоящему мстить за него.

Да и вообще, если персонаж положительный, то он положителен до нельзя, прям до оскомины на зубах. А если персонаж отрицательный, то это такой вселенский злобарь, клейма на нём ставить некуда. Короче, оценка этой повести – 3,5 звезды.