Больше рецензий

29 декабря 2022 г. 21:26

188

3

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем книги: )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями о произведении, с которым я знаком еще со школьных лет. Уже не помню в каком классе, но один из друзей моего брата ездил на каникулы в Якутск, откуда привез нам на почитать книги отечественного писателя Ника Перумова. Среди которых были, в частности "гибель богов" и "земля без радостей".И именно так и началось мое "поклонение" перед творчеством этого писателя на долгие годы, пока не случилось неизбежное (сам автор может говорить что угодно, но я буду придерживать своего мнения и дальше) - он начал исписываться и повторяться.

Я понимаю, что выдавать постоянно ТОЛЬКО качественные произведения невозможно, но всему есть свой предел. И понимание когда нужно ОТПУСТИТЬ свою историю, и придумать новых персонажей, или начать творить совершенно другую вселенную, которая ранее никогда не затрагивалась в твоих произведениях даже косвенно. А не клепать "Гибель Богов 2, книга 6 , часть 1", и это даже не ирония. Я буквально по памяти написал название одной из последний его работ. Из-за которой у меня до сих пор нервно дергается глаз.

И так получилось, что мое обожание его историй начало постепенно уходить на нет. Да, возможно, что я вырос сам как читатель, и потому стал чуть более требовательный к историям, но я не считаю, что это так. Например, его дилогию "алмазный меч, деревянный меч" я готов хвалить даже сейчас. Она была недавно мной перечитана, и мои эмоции также сильны, как и во времена первого прочтения двух книг. Так что все-таки Ник начал немного исписываться, и ему нужно было остановиться еще на несколько романов раньше до того, как его Упорядоченное превратилось в бесконечный конвейер историй.

Но это все прекрасно, как говорится, но в рамках отзыва речь пойдет про его раннюю работу, которая относится к "летописям Хьёрварда". И вот тут случилось неожиданное - мне не понравилось то, что я решил перечитать. То есть я все еще считаю это произведение достойным примером так называемого темного фэнтези (а во время выхода книги мы даже не знали таких категорий), но хвалить и петь оды этому роман у меня не поворачивается язык. Хотя в школьные годы я фанател именно от этой части цикла, и регулярно её перечитывал.

А тут, решив взять произведение в руки, я столкнулся с тем, что меня смущает стиль повествования (постоянная попытка писать в духе старины), невнятность некоторых героев, которые появляются на несколько страниц, чтобы затем исчезнуть навсегда. И самое главное - ТАК МНОГО вопросов, на которые просто нет ответов. Да, частично некоторые сюжетные линии будут объяснены позже в других романах и циклах Перумова, но... Я хотел ответы на эти вопросы именно там, где они и возникли.

К чему мне информация о том, кем был тот-то персонаж спустя 10 книг, когда я уже толком и не помню где он появлялся, и почему я вообще должен помнить его имя?

Основная проблема романа заключается в том, что он излишне размытый. То нам описывают чуть ли не насколько десятков страниц несколько дней жизни второстепенного персонажа, то Перумов решает "перемотать" время на несколько десятков лет несколькими строками. Все это сбивало с ритма повествования, и мешало полноценно погрузиться в произведение. Не нравится мне и то, что большинство арок написано от третьего лица, но есть несколько, в которых речь ведется от первого.

Просто.. Зачем? К чему такие неожиданные повороты и выделения героев? И ладно, когда речь идет об персонаже, который действительно НАПРЯМУЮ влияют на происходящее, и сам по себе очень могущественное существо. Но когда я начинаю читать книгу от лица некого царька морских тварей, который подался в ученики одному из магов, чтобы получить вожделенных посох и силу, то у меня возникает резонный вопрос о необходимости такого повествования.

Потому что это не помогало погружению, а скорее мешало, и местами даже отталкивало.

В остальном ... Это старый добрый Ник Перумов, который обожает всякие титулы, посвященные Тьме. Обязательно выговаривать с придыханием и делать паузы между словами: Тьма Великая, Неизведанная Тьма, Покоритель Ночи, и так далее. Вы еще начинаетесь у него подобных эпитетов. Причем не только в этом произведении, но в его вселенной в целом. Что примечательно - я не против того, если человек выступает за какую-то конкретную сторону силы. Ну нравится ему заигрывать с нелюдями и изображать темных существ неоднозначными персонажами. Его право.

Но ведь Перумов пытается усидеть на двух стульях сразу. Через своих героев он постоянно говорит о неком балансе сил и древнем дуализме. О том, что не бывает Света без Тьмы, и что одно не должно пытаться уничтожить другое. И звучит на самом деле здраво, кто же спорит. А потом ты погружаешься в его очередную книгу (например, в эту), и невольно убеждается в том, что темных персонажей, последователей этой самой Тьмы у него почему-то на порядок больше. А большинство условно светлых героев или фанатики, с которыми невозможно договориться. Или твердолобые фанатики, с которыми невозможно договориться : )

Даже если брать в пример Новых Богов, которые на момент романа "земля без радости" потеснили Молодых Богов, то у них тоже весьма примечательные титулы - Ракот, повелитель Тьмы и Хедин, познавший Тьму. Интересный дуализм, правда?

Так что готовьтесь, друзья, к тому, что вас будут ждать многочисленные эпитеты и оды этой силы, которые будут произносить разные герои произведения. Я не говорю, что Перумов какой-то там сатанист, просто у него немного странное желание раскидываться громкими названиями и оборотами, которые в малой дозе смотрятся неплохо на страницах любого произведения. Но когда книга состоит только из одних пафосных наименований и прозвищ, то это невольно бросается в глаза.

Мне даже интересно - чем так насолил Свет автору, что он предпочитает истории исключительно про его оппонентов?

Но не думаю, что когда-нибудь я получу внятный ответ на этот вопрос : ) А возвращаясь к теме отзыва, я все еще считаю эту историю неплохой литературой (а для отечественной ниши и вовсе прорывной), которая спустя некоторое время после первичного прочтения потеряла свой ореол и колорит. Сейчас эти строки смотрятся менее выразительно и впечатляюще. Но я не думаю, что дело в том, что я вырос. Ведь, как уже и упоминал ранее, дилогия "алмазный меч, деревянный меч" даже сейчас вызывает у меня восторг.

Так что дело все-таки в конкретной книге.

Которую я еще готов рекомендовать как пример типичного Перумова. Но петь ему хвалебные оды и хвалить? Увольте, но нет. Это я перерос точно. Так что если соскучились по отечественному мрачному фэнтези, то обратите внимание на эту историю. И трилогию в том числе ("гибель богов" и "воин великой Тьмы"), которая читабельна даже сейчас. Да, есть спорные моменты или устаревшие приемы, но если говорить об этих работах как о части общей картины, то полистать их можно.

"Земля без радости"- это очень странный мир, в котором все крайне плохо. Точнее, все очень плохо у главных героев произведения, так как роман затрагивает лишь определенный кусок Хьёрварда, в котором и происходят наши приключения. Представьте себе ситуацию, в которой есть достаточно большой кусок ничейных земель. Безусловно, что по документам и на картах эта территория числится за местным королевством людей. Но фактически это свободные земли, на которых живут свободолюбивые жители, не готовые склонять головы перед королем или его свитой.

Они не платят налоги в казну, не отдают детей в армию, а полностью существуют как самостоятельная эко-система, которая торгует с изредка приезжающими суда купцами. Покупают все, что необходимо для жизни. И то, что они не могут сделать или добыть сами. Взамен они не скупятся ни золотом, ни мехов битого ими зверя. Подобными сделками обычно довольны обе стороны. После того, как купцы отправляются восвояси, здесь продолжается привычная и рутинная жизнь без праздников или каких-то ярких событий.

В чем подвох, друзья? А он есть, и он кроется в самом названии романа. Книга не просто так названа "землей без радостей", так как местным жителям каждый день приходится биться с лесными нелюдями или прочими обитателями леса, недовольными тем, что по их территории ходят наглые двуногие. Которые рубят их лес, ловят их рыбу, охотятся на их животных. Духи, кобольды, гоблины и прочие создания Тьмы всегда пытаются напакостить мерзкому человеку, хотя бывают случаи, что с ними можно даже договориться.

В конце концов, они тоже разумны, пускай и недолюбливают человеческий род.

А главным бичом этой местности является ОРДА - скопище странных монстров и тварей, которые постоянно штурмуют местные крепости-деревни, и пытаются добраться до человеческой плоти, которую они обожают. И не только есть, если вы понимаете о чем я. В одной из сцен Перумов достаточно ярко дал понять, что некоторые монстры не против насилия молодых девиц, так как у них даже есть все необходимое для этих мерзких действий. Что порой им нравится даже больше пиршества над трупами убитых людей.

И им нет конца и края. От них можно только попытаться отбиться, так как Орда уходит обратно в леса зализывать раны. Но она всегда возвращается через несколько дней, чтобы снова и снова пытаться взять штурмом очередное поселение-крепость, которую кроме людей защищают неведомые Защитники, напоминающие внешним видом гигантских бегемот с 6 конечностями и клешнями, с помощью которых они разрывают своих врагов на части.

Местные жители не знают откуда на их головы свалилось такое наказание в виде Орды, и уж тем более они не знают откуда берутся Защитники. Попытки докопаться до истоков провалились. Никто не вернулся назад из этих походов, и людям осталось только укрепляться на своей земле, да молить о помощи Новых Богов, которые неохотно вмешиваются в дела простых смертных, считая, что они сами должны разбираться со своими проблемами.

Если бы Перумов остановился только на ЭТОМ сюжете, то на самом деле произведение действительно получилось бы неплохим. Но ему было МАЛО ввести непонятную Орду, которая каждую зиму кошмарит местных жителей, пытающихся отбиваться от волн чудовищ и неведомых тварей. Он решил запихнуть сюда максимальное количество плохо вписываемых персонажей, которые перекочевали из других произведений.

В частности, в самом начале романа нам показывают бежавших из Небесных Сфер Молодых Богов. И Ялини, которая отказывается разделить участь своих павших братьев. Она заключила некую сделку с драконом Равновесия, который забрал её прочь из измерения, в котором они оказались. Её сюжетная арка будет раскрыта ближе к финалу, так что наберитесь терпения, друзья. Она еще обязательно появится на страницах истории.

Будет здесь и новое поколение Истинных Магов, которое не прошло инициацию после своего появление, так как предыдущему поколению было не до них. Ведь Новые Боги Ракот и Хедин пришли именно оттуда, и они были заняты вначале разборками с Молодыми Богами, а теперь все свое время тратят на борьбу с Неназываемым. Им неоткуда брать время еще и на то, чтобы обучать и поучать новое поколение, которое пришло после их "друзей".

Обособленно от арки с одной стоит сюжетная ветка, посвященная эльфийской династии, которая находится в укромном месте, и скрыта от любопытных глаз. Но всегда найдутся ненавистники бессмертных и прекрасных, которые пытаются найти путь к королевству ушастых с целью разграбления и похищения их женщин и артефактов, которые помогут алчным умам возвыситься и претендовать на локальное господство в пределах этого мира.

Да, так или иначе все эти сюжетные линии в итоге оказываются сведены к Орде, не буду отрицать. Но иногда это сделано настолько притянуто или нелепо, что мне даже не верится в то, что раньше я считал это хорошими авторскими ходами. Господи, да кто мне такую ерунду тогда сказал, да? Да тут половину книги можно и нужно выкидывать, перемещать в отдельное произведение, чтобы герои этих арок не путались под ногами и не мешались.

"Земля без радости" -прямое продолжение "гибели Богов",в котором нам рассказывают про одну из частей Хьёрвардапосле того, как к власти в Упорядоченном пришли Новые Боги. Сюжеты между книгами связаны, но только косвенно, и поэтому вы можете спокойно начинать именно с этого романа, если вдруг у вас возникнет такое желание. Никаких сложностей с пониманием происходящего возникнуть не должно.

Ну... Как не должно... Тут уже скорее сам Перумов накрутил и наворотил столько всего, накидав это в общий котел, что иногда было просто тяжело пробиваться через эти дебри. Я не против большого количества персонажей или длинных сюжетов. Наоборот, мне нравится такое. Но ведь нужно уметь гармонично вводить их в повествование, а не просто накидать все в кучу, и сидеть с довольным видом "я сделяль".

Молодец, что сделал. Только получилось не очень. Местами читабельно, местами очень даже хорошо. А потом все скатывается в нечто невнятное, и желание продолжать читать историю дальше падает.

Да, роман я осилил. На самом деле я не говорю, что произведение получилось плохим. Оно просто местами незаконченное в плане тех сюжетов, которые предложил Ник. И зачем-то ввел ненужных для книги персонажей, которые растворяются на страницах сами по себе, и просто пропадают в никуда. Ну а скомканный финал в виде перечисления того кто и чем занимался после того, как история подошла к концу и вовсе поставил меня в тупик. А почему не написать тогда всю книгу в виде "краткого пересказа"?

Из особенностей повествования не могу не выделить уже упомянутый ранее "былинный" слог. Попытки автора свести все к старине ... не удались. Местами читать в таком формате текст было очень неприятно, и приходилось пробиваться через "братцы, вдарим", " и тут кровью наливаются наши глаза", "не дадим пройти супостату". Вот зачем это все было? У Перумова свой собственный легко узнаваемый стиль повествования, ему не нужно для этого копировать авторов древней Руси, или пытаться заставить разговаривать своих персонажей на таком "высоком слоге".

Если это была попытка добавить колорита произведению, то она провалилась. ИМХО, разумеется, на истину не претендую.

В совокупности всего написанного выше, готов поставить твердую тройку, и рекомендовать книгу рьяным поклонникам писателя. Или тем, кто никогда ранее не был знаком с его творчеством. Если вам понравится сюжет, то добро пожаловать в миры Упорядоченного, друзья. Тут бывает интересно. Если вдруг формат не подойдет, то ничего страшного. В мире написано слишком много книг, чтобы насильно пичкать себя теми, которые вам не нравятся : )