Больше рецензий

25 декабря 2022 г. 18:28

8K

4 Радуйся, Мария

Роман "Собор" входит в "католическую" трилогию (условную, я бы сказала) Гюисманса и является её заключительной частью. Предыдущие части я не читала, и меня сперва как-то смутило, что я начинаю цикл с последнего романа. Но оказалось, что мои опасения безосновательны. Трилогию, как и сам "Собор", можно начинать с любой части и с любого места, на мой взгляд, последовательность тут вообще не имеет значения.
"Собор" представляет собой более-менее структурированный и разумный, но всё же поток сознания.
Читатель буквально находится в голове у главного героя романа - Дюрталя, который ко времени действия произведения уже очень серьёзно обратился в католичество. Говорить о каком-то серьёзном внутреннем обращении, охватившем всё существо Дюрталя, на мой взгляд, не приходится. Конечно, он очень очарован католической эстетикой и в особенности средневековым искусством, здесь у него действительно произошёл серьёзный "сдвиг". Но насколько можно судить о его прошлом, кажется, что глобального внутреннего преображения в нём не произошло. Он по-прежнему остаётся этаким кабинетным интеллектуалом, чрезвычайно скрупулёзным и занудным, только переместившимся из контекста декаданса своего времени в католичество и полностью замкнувшимся в нём. Ряд обстоятельств - внутреннее и внешнее разочарование в жизни, уже имеющийся большой интерес к средневековой духовности, а также в целом взросление и воспитание в католической среде - сделали своё дело, и обращение Дюрталя в католичество было почти неизбежно. Круг его интересов и общения окончательно сузился, он полностью погрузился в церковную жизнь.
"Собор" - это прекрасное описание того, какой стала жизнь Дюрталя. Он целиком состоит из внутренних монологов главного героя с самим собой, бесед со священнослужителями и прихожанами и различных внутренних переживаний, которых, впрочем, совсем немного. Сюжета в романе практически нет; этим, а также обширными разговорами и описаниями он похож на произведения Пруста, но по сравнению с Гюисманском Пруст - это просто остросюжетный писатель, потому что действий в его романах гораздо больше, а также присутствует какой-никакой сюжет, который как-никак, а влияет на повествование. У Гюисманса сюжет вообще не несёт никакой смысловой нагрузки, книгу можно читать хоть с середины, хоть с конца. Примерно 95% текста - это размышления немногочисленных персонажей на тему католичества: его искусства, церемониала, истории, библеистики, агиографии и т.д. Если книгу слегка переписать и структурировать, то может получится неплохой справочник по феномену католичества. Даже странно, что Гюисманс сделал из этого роман, а не сборник эссе, скажем, потому что книга гораздо больше похожа на нон-фикшн. Издание, в котором я читала "Собор", снабжено огромными комментариями с краткими житиями святых, которые упоминаются в романе, что также даёт серьёзный справочный материал.
Буквально всё, что попадается Дюрталю на глаза, анализируется с точки зрения религии, её учения, символики. Каждый увиденный предмет, каждое действие вызывают размышления или диалог на много страниц, в котором рассказчик углубляется в такие дебри, что уж и забываешь, чем всё это вызвано. Дюрталь - это ходячий справочник; кажется, что в его голове умещается больше информации, чем в пятитомной католической энциклопедии.
В то же время Дюрталь испытывает большие сомнения и метания: с одной стороны, социальная жизнь окончательно ему наскучила, он ненавидит общественные места, скопления людей, да и большинство окружающих, если честно, тоже (что позволяет усомниться в его внутреннем обращении к христианству, потому что людей он презирает и избегает их, не скрывая этого и не испытывая по этому поводу никаких проблем, в то время как, например, его жутко тревожит тот факт, что он не испытывает каких-то определённых чувств, которые ему хотелось бы испытывать в храме). С другой стороны, идея затвориться в монастыре тоже его пугает, ведь монастырь - это, в первую очередь, строгий устав, а Дюрталь хочет одновременно и некоего, одному ему понятного самобичевания, и свободы в том, чтобы быть самому себе господином. Вот и возникает дилемма: в миру как бы нет достаточного самоограничения, а в монастыре оно наоборот слишком значительное. Дюрталь в замешательстве (впору уж собственный орден создавать). На этом его противоречии и построен весь роман, будто впитавший в себя противоположность первой и второй частей, это его главная интрига.
В "Соборе" я не вижу какого-то особого подтекста, здесь автор просто создаёт своё альтер-эго, существующее, быть может, в более идеальной среде, чем он сам, но при этом не лишённое тех внутренних сомнений и беспокойств, которые, видимо, испытывал и сам Гюисманс. Несмотря на неприязнь Дюрталя к своей эпохе и ощущаемому всюду упадку, роман всё равно получился очень декадентский, описательный, въедливый по отношению к мелочам и эстетической стороне повествования, то есть изменился только контекст. Дюрталь сам по себе персонаж, на мой взгляд, неприятный - он, несомненно, интеллектуал и эрудит, достойный изумления, но и в этом выражается его эгоистичный и брюзгливый характер. Люди ему либо противны в большинстве своём, либо интересны, но только как носители полезной для него информации. Узнать о тех, с кем он общается, что-то большее, чем их культурные и религиозные знания, проявить к собеседнику интерес как к личности - об этом Дюрталь не слышал.
Всё же роман, бесспорно, чрезвычайно красивый - прямо как Шартрский собор, который, наравне с Девой Марией, аннотация называет действительно главным героем этой книги. Он многогранный и выверенный, им можно подолгу любоваться и изучать каждую деталь. Над изданием серии "Гримуар" комментатором проделана огромная работа. И всё же в данном случае требуется не просто добротно комментированное, но ещё и иллюстрированное издание, чтобы можно было посмотреть все соборы, произведения искусства, архитектурные детали и прочее, что упоминается буквально на каждой странице романа и требует наглядности.

"Собор" прочитан в рамках Новогоднего флешмоба-2022. За совет я благодарю Александра, который, разумеется, знает меня лучше всех остальных. Книга подошла мне сразу по нескольким пунктам пожеланий, и теперь я долго ещё не захочу читать ничего, что связано с католической эстетикой - для этого стоило бы ещё раз перечитать роман, но на этот раз более медленно, вдумчиво, изучая огромный пласт информации, в первую очередь наглядной.

Комментарии


Дюрталь - это ходячий справочник

знаю пару таких людей. Мне кажется это склад ума такой. Запоминать огромный объем информации. Иногда даже завидую, но не всегда.))


Да, я тоже знаю. Наверное, Дюрталь - это всё же какой-то утрированный случай, таких в реальности я не встречала: он не просто знает много информации, но знает её исключительно до мелочей. У меня склад ума другой, я скорее склонна обрабатывать большие пласты информации и анализировать, детали я плохо помню, и иногда обидно: вроде читаю, изучаю, а голова будто дырявая)

А мне нравится, что все мы резные со своими плюсами и минусами. Да я многое не умею, зато умею то, что многое не умею)))


Мне Дюрталь близок, как и Дез Эссент: мне тоже не нравится происходящее и культ невежества, который сейчас насаждается. Как будто Франция 1890-х - это Россия 2020-х

Впрочем, Степной Волк у Гессе - точно такой же