Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2022 г. 07:32

4K

3.5 Либидо принимает любую валюту, а жизнь - нет

Обычно я тоже бываю не против поболтать с попутчиками, может быть, поэтому мне сразу понравилась завязка – случайное знакомство героев в поезде. Было в ней что-то волнующее, некое предчувствие важного поворота в их судьбах. Было удовольствие от их диалога и от в меру интеллектуального флирта - без особых ожиданий, но и не без смутных надежд, - в которых они словно бы присматривались-притрагивались-примысливались друг к другу. Было предвкушение возможной загадки этой встречи, как будто она не случайна, а хранит в себе некий умысел, пока еще не до конца ясный читателю, но уже присутствующий в авторском проекте.

От книг А.Асимана я всегда ожидаю больше, чем от любых других любовных романов, но в этот раз что-то пошло не так, и уже после первой (кстати, уж очень неожиданно для меня закончившейся) истории наступило настолько сильное разочарование, что вторая и третья части показались довольно занудными причитаниями по тому, что герои хотели, да по разным причинам не сделали в свое время. То ли мне поднадоела любимая тема автора, то ли тексты еще недостаточно отстоялись в его пространстве-времени, то ли мелкий литературный масштаб (нечто среднее между рассказами и повестями) не дал раскрыться полноте его намерений, но ожидаемые эмоциональные катарсисы так и не наступили.

Книгу составили короткие истории, связанные общими героями (Самуэль, Энцо, Оливер). Проработанной мне показалась, фактически, только первая из них, другие оставили впечатление неотшлифованных до конца набросков, которые требовали, но не получили, развития событий. Тому, что уже на третьей истории я не отложила книгу в сторону, она обязана только располагающей стилистике автора, неожиданной теме музыки и неуверенной надежде, что все персонажи найдут- таки друг друга, раз уж ощущают столь острую нужду друг в друге и так жаждут продолжения взаимных отношений, считая их стержнем своей жизни. Но общий лейтмотив был понятен изначально: автор облагораживал страсть своих героев, пытаясь придать ей экзистенциальный характер, но его доводы меня почему-то не сильно убедили. Отношения всех пар я воспринимала прежде всего как типичные истории влюбленностей и любовной пробы пера, не нуждающиеся в каком-то перекрашивании под духовную общность и в маскировке потребностей тела. Чего-то большего, чем тоскующее либидо, желающее повторения прошлого удовлетворения и проверки его на неслучайность, я в них особенно не увидела. Понятно, что герои повзрослели, а то и постарели, и юношеский либидозный пыл смотрелся бы уже неловко и неэстетично в свете их профессий и статусов, сколь не ряди его в интеллектуальные одежды, но и географическое (Рим) и социальное (университет, консерватория) декорирование ситуации тоже не исправило. Либидо наплевать на эстетику внутреннего мира, сходство менталитетов и родство душ, оно не следует морали и принимает любую валюту.

Как по мне, так это далеко не лучшее произведение автора. А жаль, потенциал казался таким обнадеживающим… Впрочем, может, ему самому хотелось уже закрыть, наконец, бесконечную историю Энцо и Оливера, и он завершил ее так, как получилось, так что не будем стрелять в пианиста, он сыграл, как сумел.