Больше рецензий

22 декабря 2022 г. 23:14

131

3 Люди, лекарства и трансформеры

Первое впечатление не всегда бывает верным. Так вышло и в этой ситуации. Первая глава "Автономности" написана очень плохо, сыро, детали разрушают характер героини, с которой мы начинаем знакомиться и создают ощущение сумбура. Вот только дальше становится интереснее.

Самая лучшая часть книги и её центральная тема - биотех, лекарства, кабальное право и патентная система в фармацевтике. Согласитесь, не самый банальный выбор. Звучит интересно и читается так же. Всё (кроме начала), что касается сюжетной арки главной героини Джек и её спутников выглядит как детально проработанная, малодинамичная история, в которой богато насыпана экспозиция, университетские годы будущего фарма-пирата, юношеское бунтарство.

Но у книги есть и вторая сюжетная арка - робот Паладин и её напарник Элиаш, члены силовой группы МКС (Международной Коалиции Собственников). И здесь всё становится сложнее. Дело в том, что обе сюжетные арки непосредственно соприкасаются только в финале, постепенно сближаясь. Однако, арка Элиаша и Паладин до конца практически никак не влияет на сюжетную линию Джек. И это странность номер один. У меня создалось впечатление, будто история напарников из МКС выполняет в книге в основном задачу напряжения и угрозы судьбе Джек. Да, Ньюиц удалось вписать в книгу их расследование таким образом, чтобы параллельно раскрыть некоторые детали взаимоотношений людей и роботов. Вот только ни Элиаш, ни Паладин не получили полноценной экспозиции, что может подтверждать их техническую сюжетную роль.
Если вы читали "Автономность", то задайтесь вопросом что изменится в истории, если убрать из книги всю арку робота и человека. Неизменным останется всё вплоть до столкновения в Музо-Джо (21-я глава из 23-х).

Дальше. С Элиашом и Паладин есть еще несколько странностей.

Во-первых, их отношения. Я человек сугубо аморальный и хорошо отношусь ко многим сексуальным девиациям, секс в тексте для меня становится проблемой только если он написан очень плохо или неуместно. В этой книге секс робота и человека описан и плохо, и неуместно, и местами отвратительно. Просто представьте как один из главных героев лапает робота и возбуждается. Робота, которому от силы несколько месяцев от сборки и активации. Робота, который не знает чего от него сейчас хотят, как реагировать и что происходит. Ничего не напоминает? Какой-то хайтек аналог pdf-файлов, если вы понимаете о чем я. Выглядит просто отвратно. Про исследование роботом значения слова "пид*р" и контекста его употребления даже говорить не хочется. И дело не в гомофобии. Вопрос как всегда один: зачем? Да, кстати, изначально Паладин мужского пола даже с учетом полного отсутствия гениталий у роботов. А вот потом...

А потом наступает во-вторых. Трансформеры. Паладин узнает, что единственная его биологическая часть - это мозг женщины. Вот радости-то было у Элиаша, когда тот узнал, что можно заниматься сексом с напарником и не слыть геем, ведь теперь он не напарник, а напарница. И это еще могло бы остаться не очень тонким, но всё же намёком на транссексуалов, m2f-переход и вот это вот всё. Могло бы. Если бы на последних страницах об этом не было сказано напрямую.

Третье. Я так и не понял зачем в этой книге было во-первых и во-вторых? Сыграло это какую-то роль в сюжете? Нет. Повлияло на раскрытие героев? Я бы сказал, что нет. Разве что про Элиаша начинаешь думать "а этот извращенец еще и влюбиться может, невероятно". Какая смысловая нагрузка? Исследовать возникающую у робота романтическую привязанность к человеку? Окей, только мне почему-то кажется, что провернуть это можно было несколько элегантнее. Провести параллель с Джек и Тризедом, где тоже присутствовал секс между рабом и новой госпожой, пусть и номинальной, временной? С очень большой натяжкой. Одним отношениям отведена целая сюжетная арка, вторые возникают спорадически и без последствий как для Джек, так и для Мальчика-Раба.

Но раскрытие героев в принципе проблема всей книги. Здесь ничей характер не меняется, герои не эволюционируют (только Паладин чисто схематично, не более), герои не раскрываются за редким исключением. Лично у меня сопереживание начала вызывать под финал только троица Мед, Тризед и Криш. Вот уж где появилась химия. Закабалённый с детства язвительный Тризед и с момента активации автономная (свободная) Медея - отличный дуэт, который складывается слишком поздно, чтобы успеть порадовать читателя динамикой своих взаимоотношений. Криш, поставивший на кон работу всей своей жизни ради проекта "Реткон", принявший в лабораторию Мед и решивший таким образом сразу две проблемы, понимая чем может в итоге поплатиться (и поплатится). Экспозиция отношений Криша и Джек особенно хорошо дала возможность раскрыть бывшего любовника главной героини. Но этого чудовищно мало на весь роман и, напомню, это всё еще второстепенные персонажи. Главные герои вызывают скуку. Это скорее серые болванки, позволяющие на своем фоне выделиться остальным.

Как итог, для дебютного романа очень хорошо. Особенно, если вспоминать другие опубликованные Fanzon сайфай-дебюты. Но книга всё еще остается сырой. При беглом чтении это не сильно заметно, но проблемы всё равно есть.

Стоит ли читать? Если соскучились по новым темам в сайфай - однозначно да.
Если ищете высокохудожественный текст - всё еще мимо. Однако, я не теряю надежд и продолжаю поиск.

P.S.: финал сюжетной линии, связанной с корпорацией "Закси" неоднозначный и довольно реалистичный, мне понравилось. Завершение же арок Джек, Элиаша и Паладин вызвало скуку.