Больше рецензий

20 декабря 2022 г. 18:08

548

4

Терапевтическая книга, пожалуй, одна из немногих, которая действительно может оказать психологическую помощь. Сьюзан Форвард разделила ее на две части, в первой – описан вербальный, физический, сексуальный абьюз со стороны родителей, во второй – ошибочные убеждения, которые возникают у детей в подобных семьях, а также способы излечения, главный из которых – конфронтация, когда выросший взрослый высказывает все подавленные за долгие годы чувства и мысли родителям.
Мне понравился способ изложения, текст четко структурирован, а каждая глава содержательна и написана в живой манере, автор делится примерами из жизни – историями людей, проходивших у нее терапию. Единственной ложкой дёгтя был момент про конфронтацию с инцестуозными родителями. Того, кто изнасиловал ребенка, нельзя назвать человеком, ничто не может оправдать это. Я считаю, что таких существ нельзя оставлять на свободе. В книге был дан пример про девушку Лиз, которую с детства насиловал отец. В конце терапии она встретилась со своими родителями, выразила свою боль и обрисовала схему их дальнейшей коммуникации, она рассказала всем родственникам о произошедшем, однако водила своих детей в гости под присмотром, что меня удивило. Во время разговора Сьюзан сказала отцу Лиз следующее:

По закону срок давности вашего преступления истёк, однако я сообщаю вам, что ввиду вашего ответственного положения и вашего доступа к детям, мы с Лиз подали на вас заявление в Службу Защиты Несовершеннолетних. Если когда-нибудь вы попытаетесь совершить абьюз над другим ребёнком, это заявление будет важной уликой против вас.

Срок давности прошел, но это не значит, что дело нельзя снова рассмотреть в суде. Непонятно, почему преступник остался безнаказанным, а автор не воспротивился встречам насильника с Лиз, более того, с ее детьми? Да, часть конфронтации, а именно изливание накопившихся чувств, может быть полезной, но продолжение общения является полным абсурдом.
Если не брать в расчет вышеуказанный случай, книга отличная, в ней много интересных мыслей, например, идея о том, что не все нужно прощать и это может наоборот усугубить состояние.

Чем больше я думала, тем больше я понимала, что отпущение грехов в прощении было ничем иным, чем ещё одной формой отрицания: «Если я прощу тебя, мы оба сможем притворяться, что произошедшее не было таким уж страшным». Так я поняла, что именно этот аспект прощения и не позволял людям устроить наконец-то свои жизни.
Одним из самых опасных последствий прощения является то, что прощение в корне подрывает нашу способность к высвобождению подавленных эмоций. Как можно признать, что вы обижены на мать или на отца, если вы их уже простили? Ответственность может следовать только одному из двух возможных направлений: вовне, чтобы пасть на тех, кто причинил нам страдание, и во внутрь, чтобы оказаться на нас самих. Ответственность всегда чья-то. В таком случае, вы может простить ваших родителей, но взамен возненавидеть себя ещё больше.

После прочтения становится грустно от понимания, насколько же родители могут травмировать ребенка вплоть до необратимых изменений в его психике. Думаю, книга не оставит никого равнодушным, поскольку в окружении каждого из нас найдется хотя бы один человек, который столкнулся с той или иной формой абьюза в семье, поэтому ее стоит обязательно прочесть.