Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

19 декабря 2022 г. 17:23

550

4

До чего же разные романы у Моэма. До чего же непростые…. И до чего же интересно вместе с ним задумываться над самыми разными вопросами

Вот какое любопытное наблюдение: подросток завел знакомство с «неблагополучными» людьми. Благовоспитанные мама и папа не разрешают с ними водиться, но с ними весело и просто. И вот перед его отъездом на учебу они приходят его проводить и дарят целых пять шиллингов! По тем временам – богатство. И как забавно наблюдать , как в подростке борются «джентльменские» понятия и внушенная благовоспитанность и обычный человеческий соблазн

Я успокоил свое ущемленное самолюбие тем, что не стал писать Дриффилду письмо с благодарностью за подарок

А какой любопытный поворот о моде в литературе. Не удержусь от большой цитаты:

Тридцать лет назад в литературных кругах была мода на бога. Вера в него считалась хорошим вкусом, а журналисты пользовались им для украшения слога. Потом мода на бога прошла (как ни странно, вместе с модой на крикет и пиво), и начался культ Пана.. литературные дамы …загадочным образом лишались невинности в его грубых объятиях и духовно уже не могли стать прежними. Но прошла мода и на Пана, и теперь его место заняло Прекрасное. Его находят в отдельной фразе, в рыбном блюде, в собаке, в погоде, в картине, в поступке, в платье. Когорты молодых женщин, написавших по одной добротной многообещающей повести каждая, щебечут о нем всякая на свой манер - иносказательно или игриво, пылко или очаровательно. ..молодые люди, которые учат нас на страницах еженедельников, что мы должны думать об искусстве, о жизни и о вселенной, небрежно расшвыривают это слово по убористым страницам своих статей. Оно уже безнадежно изношено - боже мой, как безжалостно его затрепали! »

Не могу не восхититься язвительной точностью автора. Ведь это про нас, нынешних. В литературе нет места искренности, в литературе как и везде рулит МОДА.

Роман конечно о литературе , перед нами история жизни известного писателя Дриффилда. В общем-то в рассказе нет сюжета. Но критики находят в герое сходство с Томасом Гарди. Оставим критикам критиково, мне не это важно. А вот на вопросе – может ли автор использовать трагедию, произошедшую с ним, как тему для своего романа – я споткнулась. С одной стороны все внутри сопротивляется и хочется обвинить его в эксплуатации своего горя. А с другой стороны, если ему так легче пережить потерю – может быть пусть так и будет? И кто может рассудить? Только тот, кто сам через это прошел? Но уж точно не досужие критики.

Опять Моэм ставит вопросы, на которые не просто ответить…

Собери их всех, Дуэльный зал
+
Дайте две