Больше рецензий

19 декабря 2022 г. 15:00

106

5 Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердце людское

Прекрасное и глубокое исследование метафоры Люцифера. Дьявол необязательно должен быть представлен, как чёрт с рогами. Дьявол - это некий нарратив зла в мире. Это концепция разрушения в противовес концепции Бога, как созидания. Дьявол - болезни, вырождение и нравственное падение. Большая часть неверующих верит в какую-то высшую силу, космический порядок или трансцендентную реальность. Им просто не нравится слово «Бог», не хочется быть частью какой-либо религии. 

И все-таки непостижимым образом абсолютная истина просвещает мрак нашего невежества. Так как Бог дал нам ум, мы пытаемся постигнуть Его. Но любовь бесконечно больше приближает нас к Богу, чем самое тонкое мудрствование. Увидеть или уразуметь Бога невозможно, но мы способны созерцать его в мистическом опыте. Я не могу описать его словами, так как в пересказе теряется всё его содержание. Прав был Витгенштейн, когда говорил, что слова ничего не объясняют. Только путают. И Кант очень чётко подметил, что вещи в себе непознаваемы. Мы вынуждены оперировать нашими человеческими представлениями, которые, по сути своей, являются лишь бледными копиями истинных понятий мира. Бог в себе — абсолютная максима, недоступная нашему осмыслению. Я полагаю, что наша жизнь со всеми её вероятными сюжетами существует одномоментно. То есть наше рождение и смерть - это одна и та же точка в пространстве. Но из-за неспособности нашего мозга обозревать картину в целом, мы вынуждены оценивать её с позиции времени. Эту мысль можно проиллюстрировать так: представьте себе двумерное существо, которое двигается по поверхности. На его поверхности мы нарисовали круг, но существо не способно увидеть себя сверху, ведь в его мире есть только две величины: ширина и долгота. Отсутствие третьего измерения в виде высоты лишает его возможности лицезреть окружность. Для него круг - это некая линия, движущаяся определенные образом. В какой-то момент существо поймёт, что алгоритм движения повторяется. Ему понадобится идея времени, чтобы объяснить суть движения линии. Тогда он сможет предсказывать её будущее поведение. И в рамках двумерного мира существо будет абсолютно право. Но суть круга, как вещи в себе будет ему недоступна, ведь оно ограничено рамками своего восприятия - двумерного бытия. Для этого существа свеча и монета, схожие по диаметру, не будут иметь между собой никакой разницы. Оно не способно даже представить себе истинное положение вещей. Думаю, с нами ситуация аналогична. 

Мы рождаемся, живем и умираем, но для Бога - это всё единый миг настоящего. 

Демоны - олицетворение пороков, исток которых - сердце человека. Ещё Достоевский говорил: здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердце людское. Это о том, что в каждом из нас есть доброе и злое начало. И череда наших выборов склоняет чашу весов в ту или иную сторону. Потворство страстям, распущенность, ложь, зависть, грубость, гордыня, депрессия, отчаяние  спускают нашу душу с небес на бренную землю. Помощь другим, чистые помыслы, доброта, скромность, раскаяние приближают нас к абсолютному бытию — добру — любви — Богу. Смысл жизни состоит в том, чтобы открыть в себе этот идеальный образ и отождествить себя с нашим истинным бытием. В Германской теологии сказано: кто ищет, любит и стремится ко благу ради него самого, тот уже обрел его. 

Сейчас в моде нравственный релятивизм, но люди склонны больше говорить о нем, нежели придерживаться его в поступках. Если добра и зла нет, тогда не нужно обижаться или надеяться. Тогда ко всем нашим идеалам и ценностям необязательно относиться серьёзно. Но на деле в это мало кто верит: все интуитивно ощущают реальность зла - мучения, голод и жестокость неприемлемы. Мимо них нельзя просто пройти. Вера в дьявола - как персонификацию силы зла - ненаучна, но и не антинаучна, так как наука злом вообще не занимается. Науку моральные вопросы мало заботят.

Концепт дьявола помогает понять зло. Он операционален, как метафора злого принципа и зла, лежащего за пределами личной человеческой ответственности. Это трансцендентное зло, по-видимому, берет свое начало в коллективном бессознательном человечества или в каком-то другом темном закоулке бытия. Как однажды сказал Юнг, вы просто можете назвать это дьяволом. 

Но в современном сознании метафора дьявола безнадежно опошлена и девальвирована. Но это не значит, что зла нет в мире. Раз слово «дьявол» свой смысл потеряло, избавимся от него. 

Мы можем подыскать злым силам иное имя. Имя значения не имеет. Только не делайте вид, что зла не существует.