Больше рецензий

18 декабря 2022 г. 12:48

659

4 «Все дело фантастично, мелодраматично и совершенно нереально. Такое может произойти только в романах» (Э. Пуаро)

(Будут второстепенные спойлеры).
Роман «Часы», относящийся к поздним произведениям Агаты Кристи (1963 г.); в некоторых отношениях выглядит весьма необычно. Прежде всего, ироничным детективом его, вроде бы, назвать нельзя, но с другой стороны, ирония проявляется в нём постоянно – иногда совершенно открыто, иногда настолько замаскированно, что почти невозможно понять, говорит ли писательница всерьёз, либо прикалывается. К примерам первого рода можно отнести, например, упоминание о том, какого рода рукописи доводится перепечатывать девушкам из машинописного бюро («Творчество этого автора являло собой наглядный пример того, что ничего не может быть скучнее унылой порнографии»), описание встречи с соседкой-кошатницей или свидетельство сотрудника спецслужб о своей деятельности («Мы знаем их секреты, они знают наши, наши агенты часто их агенты и наоборот… Иногда я и сам себя подозреваю: а не сменил ли я лагерь?»).
А вот не столь явный случай: в романе присутствует любовная линия, причём начинается она с того, что главный герой в прямом смысле сталкивается с девушкой на улице (после того, как та обнаружила труп), потом дважды посещает с ней кафе в дневное время (при этом совмещая приятное с полезным, попросту беря у неё показания по делу). Вот и всё, и вдруг за пару строчек до конца книги мы узнаём, что они, оказывается, уже женаты!
Столь же необычно в данном случае выглядит роль Эркюля Пуаро, который раскрывает дело, буквально не вставая с кресла – исключительно на основе информации, предоставляемой ему знакомым, с которым он два-три раза встречается. (Зато какая, должно быть, экономия на транспортных расходах! Право же, в условиях надвигающейся тотальной «оптимизации» сотрудникам наших правоохранительных органов стоит внимательно изучить подобный опыт...)
Как уже было упомянуто, в романе присутствует также шпионская линия, которая, однако, откровенно вставлена по принципу: «чтоб была»; – если её убрать совсем, книга от этого ровным счётом ничего не потеряет (ну да, в конце концов, не нам рвать на себе волосы по данному поводу)...
Многие прочитавшие книгу задаются вопросом: а причём, собственно говоря, тут часы? В частности, автор биографии Агаты Кристи Е. Цимбаева пишет. – «Перечитывая “Часы” внимательно много раз, я так и не смогла уразуметь, чего ради там введены все эти часы. А если читатель не может разобраться в сюжете триллера – виноват автор, а не читатель»… А вот у меня такого вопроса не возникло. Во-первых, совершенно очевидно, что преступники здесь постарались направить следствие по ложному следу. А во-вторых, часы, собранные на месте обнаружения трупа, представляют собой аллюзию к эпизоду раннего романа писательницы «Тайна семи циферблатов» (скажем, в седьмой книге Поттерианы подобного рода отсылки встречаются на каждом шагу, и никто их в вину Дж. Роулинг не ставит)!
В общем, своеобразие этой книги я смог оценить не сразу, и она явно относится к тем произведениям писательницы, которые со второго прочтения нравятся больше (притом, значительно), чем при первом ознакомлении…