Больше рецензий

Contrary_Mary

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2013 г. 23:51

478

4

Воодушевляющий сборник, что и говорить! Полистаешь - и сразу появляется чувство, что сама напишешь не хуже многих в нем представленных. Кого тут только нет: богатые жены, издающие на собственные средства толстые книжки стихов с пышными названиями, провинциальные Wundermädchen, манерные модницы, примыкающие к скандальным авангардистским кружкам, просто второ- и третьестепенные поэтессы... С другой стороны, среди бессчетных подражаний Ахматовой, нескладных попыток изобразить "авангардизм" и до приторности поэтичных вздохов о розах, слезах и грезах попадаются подлинные бриллианты. Гениальная гинекологическая, по выражению остряков начала века - а я бы добавила: гинеколого-библейская, - поэзия Марии Шкапской. Александра Ильина со своей "Земляной литургией" видится прототипом Ксении Некрасовой - тот же головокружительно-острый детский восторг перед природой, выраженный менее "наивно", но не менее страстно и искренне. София Федорченко впечатывает в землю ядерной архаикой своей "Ветровой матери". Бесконечно трогательны хрупкие, слегка социофобские стихи Ады Владимировой - кстати: не удивительно ли, что виднейшие женские фигуры русского футуризма, Владимирова и Гуро, были настолько - нехарактерно для футуризма - женственны в самом традиционном смысле слова? Другие поначалу цепляют взгляд только в качестве этаких oddities: с некоторым фрондерством воспевавшая курение гашиша Наталья Грушко, скандальная футуристка Нина Хабиас, не раз попадавшая в полицию за "непристойность" своих стихов, Елизавета Стырская со своим наивно-претенциозным эротизмом и "ноздрями, дрожащими от близости мужчин" - но эти самые "ноздри" появляются в странно впечатляющем стихотворении о зарождении жизни и пробуждении сексуальности, и вообще - не так уж они просты, эти полузабытые второстепенные поэтессы! Были и, так сказать, разочарования - я, например, до этого не была знакома с поэзией Тэффи и, если все ее стихи подобны здесь представленным, мне, пожалуй, стоит держаться от них подальше. Но вообще - даже самые вторичные, шаблонные, нескладные стихотворения в этой книге по-своему любопытны: документы эпохи, как-никак, больше того - эпохи, когда женский голос в русской поэзии едва ли не впервые зазвучал в полную силу. И, если честно, трудно не умилиться, например, неуклюжим строчкам Нины Серпинской, посвященным ее роману с партийным начальником: "Строчки Маркса падают на кровать из карманов/Большие идеи, равенство всех людей.../Мои ласки их на момент унесут, одурманя/Чтоб после им всплыть еще ясней!" Большие поэты и наивные виршеплеты, голоса громкие и едва слышные, славные и забытые - целая панорама. Ценная вещь.