Больше рецензий

higara

Эксперт

дегустатор безумия

16 декабря 2022 г. 11:40

683

2 Спойлер

Ну вот как так-то?! Я же так надеялась рассчитывала на эту книгу, что она позволит насладиться мрачной, больной, но такой живой фантасмагорией, не даст и шанса оторваться от книги, а что я получила? Помимо актуальной повесточки, то и дело заставлявшей меня печалиться о судьбах нашей реальности (от которой так хочется отдохнуть!), роман сразил тягомотностью и даже (о, боги! боги!!) некоторой предсказуемостью сюжета, на удивление ни один персонаж не вызвал у меня ни сочувствия ни даже интереса. А особенно главный герой - Зануда Лев.
Но давайте по порядку. Третья книга трилогии, опять призывает к борьбе неусыпной и говорит, что борьба сама по себе своего рода уже победа хотя бы над рабским сознанием. Надо сказать, что части цикла не связаны прямой сюжетной линией, хотя конкретно эта часть не так уж независима. Не прочитав как минимум Вокзал, трудно проникнуться загадочным движением непонятно куда как в начале так и в конце. А середина, где идёт рассказ об истории Совета это просто провал. Смотрели Ад на колёсах? Представьте тоже самое в антураже Бас Лага, но без ярких характеров, с борьбой рабочих за свои права против жадной корпорации. В общем, получился политический трактат в кробюзоновой обёртке. Помните Вокзал? Как прекрасен он был именно благодаря лихо закрученной интриге и ярким образам! И где-то на периферии текста и читательского восприятия мелькала там политика, какие-то газеты, какое-то повстанческое движение, но все это было мощно затерто хтонические обаянием Кробюзона и пестротой его жителей, да и от сюжета было не оторваться: что там с гарудой, мотыльки эти жуткие, попурри мутит, ткач совершенно иномирный, короче, восторг! Но ещё сильнее мне понравилась вторая книга цикла - Шрам. Тут не сбавляя накала страстей, Мьевиль добавляет морское путешествие по далёким краям, новые чудеса и жутких врагов внутренних и внешних. Но самое интересное, что и политические взгляды автора прекрасно улеглись в эту канву, баланс просто идеальный: увлекательно, переживательно, размышлятельно, поучительно! Ну и понимаете, какие были ожидания от Совета, но увы!
Книга писалась явно с намерением выразить взгляды автора на устройство общества, изложение которых в первой книге вылезло незаметной почкой, во второй расцвело прекрасным цветком, а в третьей упало перезрелым плодом, вытеснив и характеры героев и сюжет, который стал на службу идее очень уж грубовато-толстовато. В
Создаётся ощущение, что когда Чайна писал, интерес к миру, созданному в гениальном порыве, уже поугас, а двигала им необходимость описать свое видение нашего с вами бренного бытия, для наглядности сгустив краски. Изложить получилось, увлечь нет. Если в Вокзале единственным скучным моментом были невнятные повстанческие шорканья, то тут они сплошняком. Сначала намеренное затуманивание сюжета, а потом мощное придыхание по непонятному мужику тоже не делают чтение захватывающим.
Есть красивые образы - покойник, падающий с воздушного шара, гиайны, сражающиеся с полицией, рукохват, летящий над волнами. Это, наверное, самые удачные места повествования, остальное довольно пресно.
Герои не симпатичны, им трудно сочувствовать. И ни одной трагической смерти, только статисты мрут, Ори разве, но и то в конце уже. Вообще, все персонажи блеклые, плоские, история только у Ори и Торо мотивирована. Причины Дрогана с самого начала казались надуманными, странно, что никто из героев его не заподозрил.
Отношения Каттора с Иудой тоже невнятные, чем так привлек големист.. э.. кого? Кто вообще этот Каттор, я уже и не помню, и чем сам Иуда вообще так замечателен кроме големов? История их знакомства ещё более менее внятная, а вот отношения совсем ни о чем. личность и стремления его мутные как вода в Ганге. То же самое с Советом. Не получилось создать образ легенды. Возможно дело в сюжете, сначала все мощно придыхают по совету, потом долго и нудно рассказывается история его создания, которая должна вдохновлять на борьбу угнетенных жителей метрополии. Но в итоге я опять же понимаю, "что хотел сказать автор", но не чувствую этого, не болею за дело как болела за гаруду, и Линн и Айзека против мотыльков и попурри, не жаль мне было совета как было безумно жаль Аванка. Так же и политическая борьба в Шраме, судьбы Армады меня очень волновали, а тут, Коллектив и Совет для меня были тем же чем для школьников большевики, меньшевики и иже с ними в учебнике истории. Не болела я за дело и вина в этом на Чайне! Зачем столько словесного пафоса? Будто они не поезд украли после неудачной забастовки, а мировое зло уничтожили. Вот Данко у Горького тоже пафосный, но ведь есть из чего - чувак собой пожертвовал ради коллектива, а тут ну сбежали, ну спёрли поезд, да притормозили экспансию города в качестве побочного да и кратковременного эффекта. Почему остальные так ждут их возвращения? Что они могут принести? Свидетельство того, что вне города можно выжить, что можно бросить ему вызов и не быть пойманным? Беглец никогда не будет так же достоин воспевания как борец. Финал, правда, мне понравился, люблю развенчания и обломы) Но хочется спросить у автора, что дальше-то? Наверное, когда-нибудь будет революция, но это движение, которое имело шансы, просто пшикнуло. Так зачем были все эти жертвы? Ради будущих попыток? Так себе вдохновение, видеть, что государственная машина задавит, уничтожит, сотрёт с лица земли все, что ей посмеет воспротивиться. Люди ходят к застывшему совету как памятнику, символу.. чего? Он вроде как застыл в вечном стремление к борьбе, но, Чайна, в вечно недостижимом стремлении! Что можно не подчиниться и сбежать знает каждый и без магического памятника, а с памятником видит, что даже такая успешная попытка как Совет терпит поражение. Да, мы с вами должны понять, что в поражении виновато сомнение и неготовность идти до конца, но вот моё желание дойти до конца книги не протянуло и половины пути.

ДП2022 последние шаги опять Сбежавших пальцев

Ветка комментариев


Это только моё мнение не обращайте на него внимание! Тем более из двух Кракен лучше


Ок, ставить крест не буду:)