Больше рецензий

14 декабря 2022 г. 15:22

183

4 Дополненная реальность или Ониро-фильм.

К чему стремиться, тебе объясняет общество. Очевидцами этого удивительного социального эксперимента стали все, кто более-менее осознанно наблюдал переход от советского строя в СССР к строю капиталистическому в конце 80-х - начале 90-х. Но в позднем СССР все таки общество находилось весьма близко к традициям "золотого миллиарда", а представляю, каков был "сдвиг по фазе" у людей в 1917 году. Когда уклад жизни поменялся абсолютно феерическим образом. С ног на голову и очень быстро. А с ним, соответственно, и стандартные цели, идеи и ориентиры обычного человека.
У Альдани общество, практикующее уход от реальности обычной в дополненную, существует уже не первое десятилетие, а то и столетие. Вообще я не до конца поняла сеттинг мира его антиутопии, временной в том числе. С одной стороны есть экономика и технологии. Вертолеты-самолеты летают, телефонная-видеосвязь работает, вода течет из крана, дома строятся и т.п., а с другой стороны - миллиарды людей живут в дополненной реальности в хижинах, нищете и разрухе. Судя по атмосфере рассказа - большинство населения все таки плотно сидит на наркотике искусственной реальности. И уже не первую сотню лет. Поэтому и возникает вопрос, откуда возьмутся у людей желания и стремления, не реализованные во внешнем мире, которые можно сублимировать в онирофильмах. Их воспитывают совершенно на других ценностях и видят они перед собой нечто другое. Я о том, что автор вложил в сценарии онирофильмов такие стремления и амбиции, которые понятны человеку из нашего общества, но, полагаю, были бы бессмысленны для человека из общества, которое пару сотен лет прожило в грезах. Ну, поэтому в принципе довольно удобненько оказалось автору сосредоточиться на описании сценариев, направленных на чувственные наслаждения. А остальную пирамиду потребностей Маслоу, впихнутых в онирофильмы, быстренько набросать общими мазками. Чем немало возмутилась часть советских читателей рассказа в 60-е г.г., когда он был издан в СССР. Хотя никакой порнографии и даже прямого подробного описания любовных сцен в рассказе нет. Есть скорее изложение идей.
Что конкретно антиутопло у Альдани я тоже не совсем поняла. То ли он так воспринимал будущее кинематографа, развитие которого описал в рассказе. То ли это о социальном строе. Такая предтеча эры симулякров и постмодернизма.
Художественность и литературность произведения местами оставляет желать лучшего. Списала это на короткий формат рассказа.
На темные капиталистические времена Европы, где женщина, руководящая крупной организацией или предприятием не являлась чем-то обыденным, как при СССР, а некой фантастикой, которую, вон, даже итальянские фантасты не фантазировали, списала я то, что основной упор в описании сценариев Альдани делает на эротические похождения мужчин. А фильмы "для женщин" описываются парой коротких абзацев, и женщина опять в них не активно действующая героиня, а некое приложение к активно действующему мужчине. И объективация женщин в этом антиутопическом мире невероятно высока. При чем главгероиня рассказа - не вот вам командирка экипажа космического корабля (как Айлин Коллинз, руководившая экипажем "Дискавери" в 2005, Пегги Уитсон, дважды возглавлявшая экспедиции МКС, и другие), а... порноактриса. Куда должен идти прогресс и какими силами и ресурсами, если у вас бОльшая часть человечества спит в наркотическом сне, а половина человечества даже предположительно не может иметь активной созидающей позиции - большой вопрос.
Хотя даже в таком виде, который у итальянца в рассказе, сублимация через высокоразвитую VR, кажется, имеет право на жизнь. Как мар**ну разрешили, например в Канаде, в медицинских целях, для облегчения болей и т.п., так существует и легализованная услуга сексуального обслуживания инвалидов в ряде стран. Но этичность проституции сама по себе - традиционное место для холиваров и дискуссий. А тут вирт, не сопровождающийся прямой эксплуатацией живого человека, и приносящий те же ощущения, что и обычный контакт. Похожая история вышла в одной из серий "Черного зеркала", в "Сан-Джуниперо". Хотя и куда более глубокая и романтическая, не зацикленная только на эротике. Впрочем, различных художественных произведений, разрабатывающих тему дополненной реальности, уже довольно много. А вот для 1963 года (выхода рассказа) это конечно было откровение. Поэтому творение фантаста из Рима можно считать хорошей яркой точкой на поверхности глобуса фантастической литературы.
" Комбинезоны, голубые и серые, двигались вдоль шоссе. Голубой и серый, других красок не было. Не было ни магазинов, ни контор, ни одного бара, ни даже витрины с игрушками или парфюмерией. Время от времени в закопченной стене, поросшей мхом и заваленной мусором, открывалась вращающаяся дверь в лавку. Там были «сновидения»: онирофильм — счастье на любую цену, доступное всем".