Больше рецензий

14 декабря 2022 г. 13:46

150

3 ЛитРПГ под неоновой обложкой

Не особо увлекательный роман в декорациях виртуальности, который пытается быть интересным за счёт активно продвигаемого социального комментария о зелёной экологии, загрязнении планеты, вымирающем человечестве и эксплуатации наёмных работников правящим классом. Из книги легко можно сделать сайд-квест к какому-нибудь "Cyberpunk-2077", и в этом качестве она будет куда больше на своём месте.

Сюжет изображает из себя динамичность тем, что главные герои постоянно перемещаются из одной точки карты в другую, используя для этого поезда, машины и даже лошадей. Виртуальные лошади - надо признать, весьма внезапное решение, когда можно переходить из одного кластера памяти в другой по указателям, ну да ладно. Попутно персонажи ещё собирают лут в виде ключей доступа, пачками отстреливают мобов и глубокомысленно разговаривают о вечном.
Основная идея романа: выполни квест - получи награду, и этот сценарий повторяется минимум три с половиной раза, хоть он как бы и обставляется новыми декорациями. В наличии Дикий Запад, сколько-то мегаполисов и утрированный Эдем в виде мутировавших Гавайских островов.
Герои - не столько герои, сколько игровые персонажи: класс "молчун", класс "ведьма", прокачан ближний бой, прокачан дальний бой, буст на интеллект, буст на убой за владение артефактом класса "эпический", минус на ловкость, плюс на удачу. Воспринимать их как личности, чтобы проникнуться какими-нибудь чувствами, невозможно, это фигурки, которые движутся по карте; второстепенные персонажи - и подавно NPC с не очень разветвлёнными диалогами.

Оно, может, и неплохо, просто лично я вообще к РПГ равнодушна, так что весь квест никак не зацепил.

Мир странный, но не так сюрреалистично и притягательно-странный, как в каком-нибудь "Вирте", а бестолково-странный. Авторы пошли по пути идеи, что человечество потащит свою грязь за собой везде, но не стали почему-то никак обосновывать свою мысль для конкретного её воплощения.
Вот человечество достигло технологической сингулярности, переехало в цифровую форму и построило там полный аналог своей жизни на Земле с теми же физиологическими потребностями, экономическими моделями и классовой системой общества.
Хорошо. А зачем?
Нет, ну серьёзно; какова конечная цель полной кальки реального мира в виртуальном? Цифровой форме не нужна еда, так зачем эту еду делать обязательной? А сон? А путешествия на самолёте? А мешок за плечами с личными вещами?
Так много вопросов, ни одного ответа в тексте книги.
В "Диптауне", которому лет не сильно меньше, чем мне, виртуальность и изнанка её человеческого фактора выглядели куда убедительнее; на его фоне "Киберсайд", который вроде как свежее и должен что-нибудь развить и улучшить, выглядит вторично, блёкло и весьма тоскливо.

Вот лично у меня возникают вопросы к пост-людям, которые вместо того, чтобы свободно генерировать для себя контент согласно представлениям о прекрасном, потому что у них тут под рукой поля бесконечных размерностей, занимаются тем, что ходят на работу. В культовой "Матрице", чьи уши из текста периодически ощутимо торчат, было полноценное обоснование такому явлению - человечество не знало, что оно живёт в виртуальном мире. Их имитация работы была оправдана имитацией самой жизни.
Но здесь-то все об этом знают.
Так и чего?
Если довольно странное решение с ограничением памяти каждой цифровой копии я ещё могу понять, ну там, кризис производства ssd, аренда в дата-центрах дорогая, ещё что-нибудь, то вот цифровые фермеры, сознательно выращивающие цифровую картошку - это вне моей фантазии.

Единственное, что в лоре заинтересовало - идея подземелья, в которое превратился даркнет. Это хорошо, особенно про бродящих там невнятных теневых чудовищ без определённой цели в жизни, которые живут в темноте больше из любви к самому процессу, чем осмысленно.

И, право слово, до последнего ждала, что сейчас главный герой, чьи флешбеки о далёкой реальной жизни мы наблюдаем почти каждую главу, проснётся в офисе лицом в клавиатуру и скажет "ух ты, какой забористый сюжетец, схожу-ка к нашим сценаристам". Обычно такая концовка вызывает у меня глубокое раздражение, но тут она была бы сильно уместнее и, что главнее, позатыкала бы все логические дыры непродуманного лора, потому что не надо ждать от спящего геймдева слишком многого.

Лучше бы авторы и впрямь сделали игру, чем решили написать о ней. Как интерактивный контент, "Киберсайд" вполне мог бы взлететь, сценарий для этого вполне хороший вышел, в наличии и головоломки, и экшн, и разные пути прокачки персонажа, всё подвезли. Но это всё-таки игровой сценарий, а не книга.