Больше рецензий

Your_Majesty

Эксперт

по культуре и искусству

7 декабря 2022 г. 19:16

619

3.5 Бозониды передают привет

Данную книгу я прочитала еще в феврале этого года и даже бралась за написание рецензии, но по какой-то причине так ее и не завершила. Сегодня же, наводя порядок на рабочем столе, наткнулась на недописанный отзыв и решила довести его до ума. Хорошее доказательство, что определенное впечатление произведение так или иначе оставило,  ну и просто не хочется, чтобы свой труд канул в небытие.

Откровенно говоря, настолько полярных эмоций по прочтении книги я не испытывала очень давно. Обычно уже к середине произведения формируется основное впечатление, складывается оценка, которая, конечно же, с продвижением сюжета может несколько варьироваться, уходя в плюс или минус. Однако фундамент уже обозначен, и, как правило, резких колебаний в нем не наблюдается, внезапной смены восприятия не происходит. Но Хуан Франсиско Феррандис - Барселона. Проклятая земля  как раз оказалась исключением из правил. Да, произведение в любом случае попадает в «зеленую» зону, только вот разница между положительными оценками порой колоссальная. Тем не менее, подумав на "холодную голову", я поставила этой книге r35-green.png и осталась полностью удовлетворена таким результатом.

o-r.jpg

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне. Возводился в период 1298-1420 гг. над криптой бывшей вестготской часовни

"Барселона" очень ориентирована на определенного читателя с его возможным интересом к эпохе средних веков, но с минимальным количеством знаний о ней. И отсюда и произрастает подобная бинарная особенность восприятия. Я совершенно прекрасно вижу, как и почему этот роман производит колоссальное впечатление на среднестатистического читателя, поскольку если рассматривать его исключительно как псевдоисторическую приключенческую драму, выглядеть он будет вполне неплохо. Но если медиевистика хотя бы относительно плотно введена в вашу жизнь, вам будет очень сложно не заметить хлипкость углов произведения, странные, неуместные акценты и попытки за красивым фасадом скрыть отсутствие знаний об эпохе (и здесь я имею ввиду не столько сами исторические события, сколько понимание культуры и социального облика эпохи вообще).

Поговорим о сильных сторонах. Перед читателем открывается блестящий в своей стилистике текст, который захватывает слогом с первых страниц. От книги очень сложно оторваться (при этом не покидает ощущение некоторой "бесконечности" романа), а значит основную роль писатель уже выполнил – произведение не оставит равнодушным. Что же происходит сюжетно?

А сюжетно «Барселона» затрагивает интереснейший пласт истории – IX век, европейское Средневековье со всеми вытекающими событиями и институтами: борьба за власть, интриги, тайны и войны Священной Римской империи. Феррандис в своей книге ведет повествование не в статике, но рассматривает временной промежуток длиной в 20 лет. Его герои растут вместе с повествованием, и такой подход, на мой взгляд, обеспечивает наиболее выверенное погружение в культуру описываемых событий. Происходит характерное взаимоналожение политической арены на личные страсти, и дух Средних веков буквально вырывается из страниц.

Принимая в расчет все вышесказанное, у этой книги были все шансы получить наивысшую оценку. Да я даже была к ней местами снисходительна, ибо здесь совпала не только глобальная общность интересов, но и некоторые более узкие сюжеты (Бозониды передают привет). Но, увы, этого не произошло, ибо «Барселона» - удивительный пример соединения сильного и слабого в одном и том же литературном тексте. Итак, поехали. Основные проблемы произведения:

Исторический контекст. Вот это как раз то, откуда проистекают все обнаруженные проблемы «Барселоны». Эдакий корень зла, основа основ. Феррандис использует его едва ли не как красивый фантик, нисколько не пытаясь пробиться под верхний слой. Проблемы, облики героев - все они в той или иной степени несуразно современны. И нет, подобное не оправдывается подходом "человеческая природа вечна". Так-то оно так, только писатель, во-первых, однозначно не задается целью проиллюстрировать эту идею, а во-вторых, даже для вечных страстей  неотрывно влияние внешнего окружения и миропорядка. И проявляться оно должно не в условностях костюмированного представления и сценического антуража - вот смотрите, у нас есть рыцарь. И он думает о рыцарских делах. Ого! Ну все, значит Средневековье!

Боже, да здесь даже присутствует неприкрытый современный феминизм, который очень пытается выглядеть как что-то естественное и историческое, только, увы, ему это не удается (интересно, почему?).

Матчасть Феррандис изучил очень слабо. В тексте слишком много клише и мифов, блуждающих среди народа. Видит Святая Евлалия, я, тихо вздыхая, стоически воспринимала их присутствие. Но когда, отбивая осаду замка, воины начали лить со стен РАСКАЛЕННОЕ МАСЛО, мой хлопок по лицу был слышен на шпилях Саграда Фамилия.

o-r.jpg

Слабое соседство. Сказать, что неприкрытым взором видно, какие персонажи реально существовали, а каких Феррандис придумал сам - ничего не сказать. Исторические личности, пусть и обтесанные по требованиям романа, предстают перед читателем в относительном многообразии черт и поведенческих моделей. Придуманные персонажи же до болезненности неправдоподобны и тепличны. Они совершенно не соответствуют описываемой эпохе. Но звезда этого номера - РОТЕЛЬ. Эээх. Я даже не хочу это комментировать. Сплошной абсурд и сюр. Не говоря даже о самом невероятно оригинальном образе таинственного убийцы, который, похихикивая за спинами противников, творит историю, Ротель вообще не вписывается в происходящее со своим магическим ореолом (зачем так явно писатель привносит волшебное в полуисторический роман - тоже вопрос). Да и живет исключительно за счет сюжетной брони, которую ей любезно предоставил автор (угадайте, зачем 2).

Ну и присыпано это все однобокостью персонажей, непонятной мотивацией, попытками перенести известные паттерны по типу Рыцарь-Дама на отношения Рыцарь-Крестьянка (и неважно, что оно так не работает. Что, вы хотите сказать, не может существовать межклассовой ЛЮБВИ между серебром и железом?!). Злодеи жутко злые, добряки очень добрые и не преминут подставить вторую щеку, а отдельные сцены вызывают то чувство, что на заморском наречии нынче принято называть кринж. Тем не менее, как хороший условный роман в полуисторической обстановке "Барселона" вполне себе существует и существует успешно. Поэтому если вы хотите почитать о страстях людских сердец в средневековом антураже, приключениях и борьбе справедливого с несправедливым, не особо вдаваясь в жизнеспособность составляющих элементов - это будет достойный литературный вариант.


3,5/5


Прочитано в рамках игры Новогодний Флэшмоб 2022.

За совет благодарю  iri-sa  . Это был очень интересный опыт. Спасибо.