Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 декабря 2022 г. 21:59

2K

5 "Благополучие нельзя понимать в чисто физическом смысле или просто в плане физического комфорта"

Иэн Макьюэн - один из самых ярких и запоминающихся писателей современности для меня. Ему каждый раз удается создать нечто совершенно особенное, прекрасное и неповторимое, не похожее на другие его произведения. Его проза - это настоящее эстетическое наслаждение. Но дело не только в красивом “фасаде” - в его романах много глубины, смыслов и философских размышлений о нашей с вами жизни.

“Закон о детях” в этом плане не исключение: тот же прекрасный и лаконичный язык повествования, те же самые вопросы о вечном и поэзия, которой пропитаны буквально все строки романа. Макьюэн в этом романе весьма удачно прибегнул к музыкальному сопровождению текста - последняя кульминационная сцена получилась очень мощной в эмоциональном плане именно благодаря потрясающему описанию музыкального концерта. Здесь музыка ведет за собой читателя, увлекая его в волнующий и будоражащий омут чувств и эмоций - трепет, волнение, восторг, подозрение, опасение, страх, надежда, отчаяние, боль, безысходность…

Главная героиня - 59-летняя судья Фиона Мэй, которую самым лучшим образом характеризуют слова ее коллеги: "Лорд главный судья за общим ужином отозвался о ней вполголоса: “Божественная дистанция, дьявольская проницательность и при этом красиво”."

Главные жизненные принципы, которыми руководствуется миледи Фэй и в работе, и в личной жизни - беспристрастность, холодная голова, логика, здравый смысл, справедливость, законность. Лучше всего это демонстрируется на судебном процессе о сиамских близнецах - тогда Фионе пришлось взять на себя ответственность за решение разделить близнецов, что неминуемо приведет к гибели одного из них, но зато подарит жизнь и здоровье второму.

Но все ее идеалы и представления о мире разрушатся после встречи с Адамом Генри - 17-летним подростком, страдающим от лейкемии. Дело в том, что сам мальчик и его родители - свидетели Иеговы, и поэтому такое необходимое для лечения мальчика переливание крови находится под запретом:

"...кровь – это сущность человеческого. Это душа, это сама жизнь. И как жизнь священна, так же и кровь. – ... – Кровь означает дар жизни, за который должна быть благодарна каждая живая душа."

“Смешивать свою кровь с кровью животного или другого человека – это загрязнение, порча.”

Перед судом стоит дилемма: разрешить мальчику, до 18-летия которого осталось всего несколько месяцев, принять решение самостоятельно, или дать больнице разрешение на принудительное лечение?

Думаю, что большинство читателей выступили бы именно за второй вариант. Да и я сама в их числе и разделяю точку зрения, что “Ребенок не должен убивать себя ради религии”.

Однако, Иэн Макьюэн показывает нам эту дилемму с иного ракурса - с позиции самого мальчика. Можно насильно вылечить тело, но что делать с душой? Будет ли счастье от физического здоровья, если ты потерял гармонию внутри себя и твое сердце разбито?

Естественно, что этот вопрос не относится к компетенции машины правосудия - но Фиона решает нарушить все условности и самостоятельно побеседовать с мальчиком, находящимся в больнице.

Признаюсь честно - Адам Генри меня буквально покорил. Сколько в нем жизни и энергии, насколько он тонко чувствует окружающий мир, насколько точны и и пронзительны его замечания и высказывания, сколько в нем силы, ума и таланта! Одна мысль о том, что всему этому суждено сгинуть ни за что ни про что, приводила меня в отчаяние.

“– Вы думаете, надо страдать, чтобы быть хорошим поэтом?
– Думаю, все великие поэты должны страдать”.

Разговор Фионы и Адама получился очень светлым и трогательным. Судье удалось заронить в душу мальчика сомнения насчет правильности собственного выбора, хотя он всеми силами старался скрыть это.

Итак, суд выносит решение в пользу больницы, Адам выздоравливает, а его родители, выступавшие против переливания крови, счастливы. И именно это несоответствие сильнее всего ранит подростка. Ведь, если их религия на самом деле правдива, как могут родители радоваться этому греховному лечению?

Малодушие родителей, которые переложили всю ответственность в принятии решения о жизни или смерти их собственного сына на судебные органы, заставило Адама жестоко разочароваться в своей вере. Всё его мировоззрение рушится в один миг. Где же найти путь дальше?

Нет ничего удивительного в том, что Фиона предстает в глазах мальчика некоей путеводной звездой в новый мир, свободный от религиозных предрассудков. Впрочем, нет ничего удивительного и в том, что сама Фиона вовсе не желает становиться этой самой путеводной звездой - для нее Адам всего лишь еще одно из завершенных дел…

“Адам стремился к ней, а она не предложила ничего взамен религии, никакой помощи, хотя в законе ясно сказано, что первейшей ее заботой должно быть его благополучие. Сколько страниц в скольких решениях она посвятила этому слову? Благополучие – понятие социальное. Ни один ребенок не остров. Она думала, что ее ответственность кончается за стенами суда. Но разве так может быть? Он искал ее, искал того, чего ищут все, того, что могут дать только свободно мыслящие люди, а не сверхъестественное. Смысла”.

Финал можно предугадать, даже если вы всего лишь прочитали аннотацию…Но от этой предсказуемости он совсем не теряет своих красок и эмоциональности.

Отдельное спасибо автору за “Балладу об Адаме Генри” - это мрачное и наполненное безысходностью стихотворение разбило мое сердце и навеки осталось в нем.

Комментарии


Его проза - это настоящее эстетическое наслаждение. Но дело не только в красивом “фасаде” - в его романах много глубины, смыслов и философских размышлений о нашей с вами жизни.

Поддерживаю! Очень тонкая, филигранная передача ощущений и мыслей героев. И отсутствие прямолинейности. Когда-то всем этим меня несказанно впечатлил его роман "Искупление".
Спасибо за прекрасную рецензию. Книгу добавила себе в виш.


благодарю за Ваш теплый комментарий!
моя любовь к автору началась именно с Искупления))