Больше рецензий

20 ноября 2013 г. 18:10

571

3

Портрет философа в юности

У "Аристоса" интересная судьба. Фаулз создал его еще в студенческие годы, в начале 50х, изучая французскую филологию в одном из оксфордских колледжей. В предисловии он сознается, что форма произведения, а именно небольшие философские максимы, была выбрана им под влиянием Паскаля и Ларошфуко. Это, так сказать, формальное влияние. Содержательно же британец ориентировался на древнегреческого философа Гераклита, у когорого, собственно, и позаимствовал термин ἀριστεύς. Рукопись затем лягла в стол на добрых десять лет. Не то, чтобы ее никто не читал. Читали близкие друзья Фаулза, и, по-видимому, в один голос настоятельно советовали автору никогда это не публиковать. Молодой писатель мнение своих друзей уважал, и "Аристос. Автопортрет в идеях от автора 'Коллекционера'" увидел свет уже в 60х, когда его автор стал известен прежде всего нашумевшим романом "Коллекционер". Был ли это продуманный тактический ход или скорее наитие, теперь уже не узнает никто. Но расчет оправдался: "Аристос", не в последнюю очередь благодаря авторитету Фаулза, был воспринят критиками благожелательно. Насколько сильно редактировался текст в дальнейшем, сказать не могу, но вот такая любопытная деталь имеет место: начиная со второго издания, подзаголовок "Автопортрет в идеях" из названия исчезает.

Действительно, с тем же успехом мог и Паскаль знаменитые "Pensées" назвать своим философским автопортретом. А что мы имеем под обложкой книги британского студента-филолога? Имеем некий интеллектуальный срез убеждений автора, поданный весьма конспективно, в форме афоризмов. Никакой вам фабулы, никакой стилизации, причем отсутствие красот стиля призвано придать тексту более дискуссионный характер. Материал разбит на логические "главы": космогония, религия, политика, конформизм, образование, воля, деньги, искусство и пр. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об этом неоднозначном произведении. В том смысле, что отпускать оценочные реплики в рамках рецензии бессмысленно: такие книги нельзя оценивать по шкале "нравится - не нравится". Думаю, никто не станет спорить, что предпринятая молодым Фаулзом инвентаризация своих представлений о мире и обществе полезна в любом случае, даже если потом время внесло свои поправки в тот или иной тезис.

Революцию в сознании "Аристос" хоть и не произвел (по крайней мере у меня), но многие мысли из него весьма любопытны и заслуживают обсуждения за рюмкой чая в какой-нибудь культурной обстановке. Жаждущим действительно расширить сознание, пожалуй, порекомендую "Волхва". А "Аристоса" - растащим на цитаты!