Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 декабря 2022 г. 21:28

2K

3 Слишком мало изящества

Англия начала 19 века, преступление, вдохновленное книгой, Скотленд-Ярд, мрачная готическая обложка вкупе с интригующим заглавием “Изящное искусство смерти” - казалось бы, всё, что я люблю, сразу в одном флаконе. Но, как ни странно, я впервые читала детективный роман без какой-либо крохи энтузиазма и нетерпеливого желания скорее узнать развязку.

Детективная составляющая романа оказалась настолько слаба, что было откровенно неинтересно и скучно, даже когда еще мы не знали личность убийцы (а это случилось, на мой взгляд, чересчур преждевременно).

С первой же сцены, где мы встречаемся с убийцей, становится очевидным, что преступления совершил психопат - ни о какой вменяемости не может идти и речи. Так что эта история была изначально лишена самого важного и интересного,чего я ищу в каждом детективе - логики и мотивов преступления.

Нет, понятное дело, что у больного человека тоже есть своя логика и свои мотивы, да вот только для читателя они все звучат на один лад: ну что ты возьмешь с сумасшедшего? Пожалуй, этой причиной можно объяснить все откровенно противоречивые и непоследовательные моменты в поведении убийцы, да только спихивать всю мотивацию на сумасшествие - не самый лучший способ заинтриговать читателя.

Для меня всегда была и остается эталоном Агага Кристи - в ее детективных романах у преступников всегда есть четкая мотивационная составляющая, понятная обыкновенному человеку. А еще в ее творчестве нет места кровавым тошнотворным подробностям, призванным как можно сильнее шокировать и обескуражить неподготовленного читателя, чем как раз и злоупотребляет месье Дэвид Моррелл.

Сцену убийства я не могу назвать иначе чем “кровавое побоище”. Ну какое же изящное искусство, скажите мне на милость? В этой связи заглавие выглядит довольно иронично.

Ну а дальше и говорить нечего: если провален основной детективный сюжет, уже ничто не в силах спасти роман. Даже такие обаятельные и колоритные персонажи как Беккер, Райан, де Квинси (кстати говоря, реальная историческая фигура - вот за это автору однозначно плюсик) и его дочь Эмили, которая покорила меня своей деловой хваткой, смекалкой и добрым сердцем.

Финал абсолютно предсказуемый и слишком мелодраматичный, что окончательно утвердило меня в намерении поставить именно такую оценку.

Читая авторское послесловие, где Моррелл рассказывает о том, насколько колоссальную работу ему пришлось проделать для создания этого романа, я чувствовала огромный стыд за свою критику. Да и высокий рейтинг книги наводит на мысль, что я чересчур сурова к творению писателя.

Может, дело просто в том, что детективы о психопатах не мое? Хотя та же самая Агата Кристи в своем “Скрюченном домишке” смогла произвести на меня неизгладимое впечатление.

В любом случае, Дэвид Моррелл и его серия о де Квинси определенно заслуживает второго шанса, и мое знакомство с ними обязательно продолжится.