Больше рецензий

5 декабря 2022 г. 16:06

487

4 Артемис Фаул по-британски, с ноткой национальных стереотипов

Если вы любите политическое фэнтези, являетесь поклонником «Нарнии» , «Властелина колец» и чего-только-ещё-подобного, то эта книга вам зайдёт. Даже мне, мягко говоря, не любителю оного, после прочтения этой книги из трилогии Бартимеуса захотелось приобрести «Глаз голема» и «Врата Птолемея» (жаль, что «Кольца Соломона» нет в наличии ни в одном магазине Т_Т).

Итак, в книге представлена альтернативная реальность, основанная на нашей, где общество разделено на касты волшебников и простолюдинов (да-да, слышите, как повеяло чем-то неприятным в наш адрес?). Главные персонажи – мальчик, проданный на обучение волшебству, и находящийся в его подчинении доисторический дем... хмм, прощу прощения, - джинн. Двигатель основной части сюжета – месть за унижение, а далее история мотивируется уже раскрытием политического заговора. Да и где-то на стороне мелькает Сопротивление, чья арка не раскрыта, и явно будет представлена в следующих книгах.

Структура произведения – одна из моих любимых. Это когда, повествование ведётся с точки зрения разных персонажей, скачкообразно, и одна и та же ситуация рассматривается с разных ракурсов: то глазами мальчика Натаниэля, то джинна Бартимеуса.

Впрочем, ставка, конечно, на джинна. Именно его персонаж наиболее яркий, острый на язык, независимый, хитрый, - такой, который, знаешь, если понадобится, выберется из самого пекла Ада. Он весёлый и сильный. Будь я подростком, в своих фантазиях то и дело примеряла бы его роль.

А мальчик... ну, мальчик, не особо импонирует, хотя именно он – ключевое звено истории. Натаниэль очень похож на Артемиса Фаула : те же прилизанные тёмные волосы, та же бледность, такой же невероятный ум. Формально, он, как и ирландец, относится к сливкам общества, тоже 12 лет от роду, тоже самодоволен... и всё же намного более надменен и чванлив.

"Мальчишка тоже относится к честолюбцам, но он ещё молод и не до конца сформировался."

Знаете стереотип о британцах, будто они смотрят на всех с высока, неразговорчивы и высокомерны? Так, вот, Джонатан Страуд сделал это основной чертой всех волшебников, и они, мягко говоря, непривлекательны. Конечно, понятно, что волшебники, на примере мальчика, растут в условиях отсутствия любви и заботы (примерно как в Гарри Поттере ), и другого ожидать не стоит... но всё же... И всё-таки есть существенный недостаток в образе главного героя: он слишком взрослый для своих лет. Ни один 12-тилетний ребёнок в реальности не будет действовать и чувствовать, как он.

А вот взрослые в истории не вызывают доверия от слова совсем. Наставник мальчика, в частности, крайне жалок – готов спустить на него всех собак, лишь бы спасти свою шкуру. И, впрочем, это отражает всю суть волшебников – политиков и власть имеющих. В этом отношении хорошо выразился антагонист истории:

"Ты верил в некий кодекс благородного волшебника, к которому полагается отвечать за свои деяния. Так вот, всё это лишь пропаганда. Ни кодекса, ни волшебников, которые его соблюдает, не существует. Ровно как не существует чести, благородства и справедливости."

В общем, сами проследите намёк, он вполне очевиден. Ещё одна цитата хорошо дополнит картину:

"Похоже, простолюдином больше не дозволяется слишком много читать."

Так что? Думаете, стоит купить этот фэнтезийный кирпичек своему малышу? Будьте готовы прикупить ещё два-три, да в которых и страниц побольше, и текст помельче, чтоб уж точно ничего не пропустить. Да и то лишь если он любит читать. Хоть возрастной ценз 12+, лучше подождите до 14, когда дитя сможет осознать, что в книге действительно происходит, и сможет уловить все аллюзии на реальную историю и иную литературу.

Новогодний флешмоб 2022