Больше рецензий

4 декабря 2022 г. 14:56

970

3.5 Всемирная эницклопедия веры и суеверия

Джеимс Джордж Фрезер - величайший британский исследователь, этнограф, лингвист, антрополог второй половины девятнадцатого, начала двадцатого века. Его вклад в общемировое исследование человеческого вида как такого неоценим и до сего времени. С начала восьмидесятых и вплоть до своей смерти в сороковых годах двадцатого века он проводил многочисленные исследования, участвовал в экспедициях, вел записи и проводил сравнительный анализ о жизни тех или иных народов, разбросанных по разным векам и континентам. Его труды воплощались в литературной форме трактатов, которые выходили в свет нечасто, но неизменно получали всемирное признание. Это были сочинения на самые разные темы, но
главным все его жизни была книга под названием “Золотая ветвь”, выпущенная еще в самом начале творческой деятельности в конце девятнадцатого века. Впоследствии, на протяжении следующих десятилетий, Фрезер вносил разнообразные корректировки, уточнения и дополнения, но при этом не менял сути своего произведения.

“Золотая ветвь” впервые увидела свет в 1890-м году на родине писателя в Англии и сразу привлекла к себе огромное внимание в ученом сообществе. Впоследствии Фрезер решил намного расширить свое сочинение, включив в него все имеющиеся на тот момент данные о жизни и обычаях народов мира. Таким образом книга приобрела двенадцатитомный формат и стала по сути дела каноническим исследованием своего века, своеобразной всемирной энциклопедией народов земного шара. Спустя еще несколько лет, Фрезер решил сделать шаг навстречу широкой аудитории и приобрести известность не только в кругу специалистов, но и простых читателей. Таким образом, к двадцатым годам прошлого века в библиотеках многих интеллектуалов появился максимально сокращенный, перемонтированный экземпляр “Золотой ветви”, включающий в себя приблизительно тысячу страниц, не считая сносок и комментариев (в таком виде книга и дошла до современного российского книжного рынка).

Интересно заметить, что Фрезер далеко не первый писатель, который приобрел всемирное признание за счет адаптации своих чисто научных трудов для широкого читателя. Его ситуация чем-то напоминает историю с Шопенгауэром, который решил предпринять своеобразный маркетинговый ход и скомпилировал из своего “Мира как воли и представления” небольшие карманные бестселлеры “Афоризмы житейской
мудрости” и “Метафизику половой любви”, которые не только взорвали всю книжную продукцию, но и перенаправили вектор развития философии на связь с “массами”, т.е. на изначальную адаптацию философских трудов под восприятие их даже не академическим философом. Некоторым образом, такую же роль сыграла книга Фрезера, ибо все последующие специалисты данного направления такие как Леви-Стросс, Фрейд, Леви-Брюлль или Пропп писали уже не просто общедоступно, но более того, нередко, с прицелом именно на массовое распространение. Позднейшие сочинения двадцатого века уже не выглядят какими-то узкоспециализированными исследованиями, они претендуют на всеобщность, на переоценку всей мировой картины, поэтому уже не ограничиваются, скажем, только социологической или исторической темой, но охватывают буквально все сферы бытия.

В этом-то и кроется радикальное отличие книги Фрезера от огромного большинства известных антропологических исследований двадцатого века. В этом отличии одновременно и его дар и его проклятие. “Золотая ветвь” на сто сорок шесть процентов классическое исследование прошлого века, если можно так выразиться. Правильнее всего было бы сравнить его с “Исследованием и причинами богатства народов” Адама Смита. Последнее сочинение является не чем иным, как в основе своей собранием сухих, непреложные и объективных фактов из социальной, экономической и политической жизни различных народностей земного шара, а также их сравнительный анализ. Однако дело в том, что это сочинение целиком и полностью статично. То есть его задачей является систематизация, а не продуцирование каких-то революционных выводов и аналогий. В исторической перспективе, оно просто послужило грандиозным плацдармом, подготовительной почвой для дальнейшего развития экономической науки, вылившейся в конечном счете в Марксизм. Именно последний придал политэкономии тот необходимый заряд, драматизм и достаточную чисто человеческую трагедию, чтобы она превратилась из сухой науки в настоящую
живую органическую плоть “Философии жизни”, согласно постулатам которой люди до сих пор выстраивают не только свои мысли, но само бытие.

Тоже самое можно сказать и о труде Фрезера. “Золотая ветвь” - все еще, по своему содержанию, по стилистике и даже по идеологии, целиком и полностью статическая классика своего времени. Те немногие аналитические выводы, формулы и постулаты, которые автор позволил себе вывести в этом сочинении совсем не даром были разбиты в пух и прах научным сообществом двадцатого века. В начале своего труда Фрезер выводит теорию о том, что все культы, традиции и обряды имеют корни либо в симпатическом (т.е. по сходству внешнего вида, свойств и так далее), либо в причинно-следственном виде мышления первобытного человека. Нетрудно увидеть в этой концепции следы Давида Юма. По сути дела, книга является тем же, чем предполагалась изначально - большой мировой эциклопедией о жизни, нравах и обычаях народов мира. Не более (но и не менее) того. К сожалению, читатель вряд ли увидит в ней то, чего по-настоящему ожидает.

Возможно, он планировал ознакомиться с глобальным исследованием взаимосвязей различных религиозных верований веков и тысячелетий. Проследить генезис развития человеческого мышления от первобытного обожествления природных процессов к наделению божественными полномочиями тех или иных членов племени или общины и, наконец, к вытеснению всего сверхъественного в чисто надмировое, эфирное пространство, к появлению идеи незримого, но вездесущего, всемогущего и всеблагого Создателя. И может быть даже к последующему развенчанию всего метафизического в современном атеистическом материализме иррелигиозности. Но ничего этого читатель не встретит. Ему следует заранее подготовиться к тому, что в книге вообще не будет идей на эту темы, поэтому до них придется доходить самостоятельно, благо в остальном пищи для размышлений предостаточно. Львиную долю сочинения занимает именно описание быта в тех или иных местностностях нашего земного шара. Фрезер скурпулезно, детально и методично описывает все известные примеры верований, культов и обрядов, которые дошли до нашего времени. Причем делает это совершенно легко, а порой даже с изрядной доли иронии.

О стиле изложения следует сказать отдельно - манера подачи материала, стилистические обороты и вообще сама механика погружения читателя в происходящее работают у автора просто безукоризненно. Пожалуй, во многих приключенческих и фантастических романах с острым сюжетом и проработанными характерами персонажей нет такой глубины погружения в происходящее как в каком-нибудь простом описании осенней жатвы крестьян Прусской деревни у Джорджа Фрезера. Несмотря на казалось бы полное отсутствие динамики, книга читается летом. Вероятно, свою роль сыграла авторская позиция - полное абстрагирование от происходящего, читатель становится странником, случайно забредшим в совершенно чужой для себя мир. Пожалуй, именно этой созерцательностью, замешанной на интересе и удивлении, кроется основное очарование книги. Ты будто отдыхаешь от неумолимой и безысходной логики своего существования, механизированного бытия в обездушенном, обезглавленном и распадающемся на человеческие атомы мире, наблюдая через окно в другую вселенную за жизнью, полной неистовой веры, соседствующей со столь же неистовыми суевериями.