Больше рецензий

28 ноября 2022 г. 08:06

811

3 Тоска по России, которую мы потеряли

Безусловно, тема царствования Николая II и расстрел Царской Семьи всегда будет актуальна и интересна. Минул целый век, но людей всё еще потрясает жестокость, с которой советская власть разобралась с ненужным и неугодным царём.
Конечно, монархисты были всегда, во всех странах мира. Но, говоря за себя, я никогда не могла особо понять людей, «страдающих» за временами царей и императоров. Особенно если эти люди никогда в эти времена и не жили. Таки да: читаешь мемуары аристократов, великих князей и прочих, — людей, лично бывавших во дворцах, знавших первых людей государства, участвовавших в политике и общественной жизни, — и понимаешь, что им-то есть из-за чего сокрушаться. Они родились при царе, росли при царе, они на себе прочувствовали дух монархии, а перестройка мира стала болезненным ударом. Но у Радзинского это слишком.. пафосно, что ли.
Конечно, тема интересная и тяжелая. Автор и не скрывает, что относится к Николаю и его семье с теплотой и любовью, его ужасает то, что пришлось им  пережить. Но как же много мистификации… 
И число 17, и знак зодиака (это ни в какие рамки, если честно) царя, и «предчувствования» Александры Федоровны. И даже наличие у Распутина каких-то чуть ли не божественных сил! Господин Радзинский, вы о чём??? Конечно, Распутин обладал определенным влиянием на людей, спорить с этим бесполезно, но чтобы он был чуть ли не святошей? Увольте, «старец» был просто хитрым пройдохой, сумевшим пробиться на самую верхушку и вовремя уцепиться руками и ногами за новых покровителей. Полагаю, если бы не любовь императрицы к мистике, волшебству и прочему, долго Гришка не продержался бы во дворце, и уж тем более на таком уровне. 
Постоянные авторские вставки с упоминанием, что скоро, скоро!… царская семья будет расстреляна, начали утомлять примерно на 1/3 книги. Ну серьезно. Все и так знают, что с ними случилось, зачем это упоминать через абзац? Чтобы что? Это глупая попытка выжать из читателей сочувствие к свергнутому царю? Или заполнение текста, когда фантазия иссякала?
Не знаю, почему это позиционируется как исторический роман. От романа тут разве что дневники и письма царя и царицы, но разве можно по одному элементу присваивать произведению какой-либо жанр?
В общем-то, грустно, но невкусно. Как я уже писала, чувствуется, что Радзинскому нравится время монархии, вот это всё, но складывается впечатление, что он рисует то время в воздушных тонах. Монархи хорошие, а вот революционеры сплошь негодяи, мерзавцы и подлецы, такую страну разрушили, такого режима простой люд лишили! Эх.