Больше рецензий

27 ноября 2022 г. 17:56

316

4 Спойлер

Динамики в книге маловато, Орлов буквально измучил себя и меня подробностями старой и новой Москвы, улочки там, переулочки и исторические вставки. По сути Орлов в этот раз очень много философии про город подпустил, чем книгу замедлил, удлинил и остроты убавил. Но если мудро пропускать его долгие, вне сюжетные измышления, то наоборот очень интересные вопросы поставлены.

Берегиня, которая поначалу видится чуть ли не ведьмой, предстаёт фигурой трагичной и зажатой кучей обстоятельств. Она не знает толком откуда она и куда и зачем. Жила до встречи с реальностью буквально в безвременье, может начиная с ранних славян, тысячи лет назад. Отсюда её разгульность и периодические попытки наоборот, жить тихо, по закону. Но не получается. Берегиня не знает границ своих сил, не знает насколько она в безопасности, например её следы для неё же несут опасность, на следы можно навести порчу в виде битых и острых вещей, народное так сказать средствие.

Древняя, языческая женщина-маг получается зажатым со всех сторон духом. Над неё есть старшие, которые не дают информации больше предельно малого, она должна беречь, не зная что получится в итоге. А каждое действие связанное с магией порождает кучу изменений, которые берегиня вообще не контролирует. И самое злое - лучше ей не прибегать к своей магии, ибо получается только хуже.

Я понимаю что Орлов намекает на попытки в обычной жизни ускорить те или иные события, резко взять жить свою и чужую в оборот, но даже при наличии ресурсов это не приносит пользы, а лишь порождает кучи новых, уже не решаемых деньгами проблем. А тот у кого были деньги и желание часть людей облагородить, натыкается на банальность - А не хотят люди ускорятся под чужое желание, даже если тебя и делают красавцем, вместо дурака и страшилища. Мож на деле страшному было лучше страшным?

Мысль эту Орлов проводит от Альтиста Данилова, которые будучи добрым демоном, тоже не мог добра сделать - обязательно гадость получалась, одному помог спасательным кругом, а от упавшего круга пошла волна и утопила парочку других людей. Равновесие снова не в пользу доброго поступка.

Ещё оказывается предельно важным понимать свои пределы - тогда то родился, так то примерно могу прожить. Существо берегиня не может так думать, она вообще не понимает когда порождена и тем более не знает кто её сделал такой и когда она закончит свои простые, земные дни. Так что либо в чаду и разгуляеве вести всё время, либо тосковать и не понимать когда запихают в бутылку-отдельное измерение и главное на сколько запихают.

Из показательного - писатель жил в позднем СССР и потому на укор нынешним желалкам у людей, те люди желают крайне малого и аккуратно, в самом ужасном варианте - могут сдавать верблюдов на прокат в Москве или яхту. Ха, ха и ещё раз ха, их бы, включая бедного писателя Орлова, в нынешнюю Москву, где на её северной окраине, на озере теперь столько яхт и прочего девайса, что берегине пришлось бы выколдовывать натурально космоплан, что бы угодить хотениям нынешних людей.

Ещё Орлов без конца упоминает всякие группы людей, которые пытаются будущее конструировать с помощью математических предсказаний. О наивный век, о остаточные шестидесятые, когда о марсианских яблоньках народ мечтал и о летающей машинке у каждого. К восьмидесятым ещё не ясно было, но зато девяностые показали всем, как будет на самом деле - конструировать пришлось ларьки и торговать шубами и труханами из Китая, среди полуразрушенной страны. Берегине было бы реально интереснее и опаснее с девяностые, зато в плане отттянуться было бы больше возможностей. В бочку закатать конкурента или вообще вышвырнуть в двадцатое измерение, иной так сказать полёт запросов от хозяина. Люди восьмидесятых в СССР ломают у писателя, боятся перейти некие грани. О как же жутко изменится страна всего через 10 - 15 лет, судя по датам в книге.

И это же даёт понять насколько в самом деле в СССР тихо, вольно и спокойно жилось да поживалось. Люди просто не узревали рая вокруг себя, они жили натурально в кущах и довольстве, где квартиры в Москве давали за...простую работу малярши. Во ведь сказка была, никакая берегиня не годится.

Но интересно. Интересно как мужики впадают в панику от своих же раскрытых силушек и после бегут и требуют сделать снова слабее. Интересно как берегиня порой искренне пытается хотя бы не мешать, но поскольку она ещё и мощный маг, вечно создаёт вокруг себя вихрь изменений. Если убрать требования к скорости и масштабности, следить за всем очень интересно. Это не современное фэнтези, где то мир наизнанку, то планету об косяк, это философия плюс аккуратная вещь, не сшибающая углы.